Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
1 гость и 1 пользователь
  • dilandrolfn

Посетите

Седмица
Тульская и Белевская епархия
Тульский Епархиальный Форум

Счетчики


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЛОСОФИЯ»
Философия
Автор игум. Хризостом   
Скачать документ (39Кб)
 
Ключевые понятия (для студентов)
Философия
Автор игум. Хризостом   
Скачать
 
Толкование на Евангелие от Иоанна
Толкования Писания
Автор Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский   

 Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие в четырех книгах. Книга 4. Евангелие от Иоанна.
zip архив (html), 323Kb

 
Толкование на Евангелие от Луки
Толкования Писания
Автор Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский   

Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие в четырех книгах. Книга 3. Евангелие от Луки.
zip архив (html), 333Kb

 
Толкование на Евангелие от Марка
Толкования Писания
Автор Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский   

Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие в четырех книгах. Книга 2. Евангелие от Марка .
zip архив (html), 148Kb

 
Толкование на Евангелие от Матфея
Толкования Писания
Автор Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский   

Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие в четырех книгах. Книга 1. Евангелие от Матфея.
zip архив (html), 242Kb

 
"Золотой компас" как антироссийский черный пиар
Кино и театр
Автор игум. Хризостом   

 "Пока православная общественность бурно боролась с "Гарри Поттером", прошло незамеченным появление другой детской серии, написанной в жанре фантастики. Это сказки Филиппа Пулмана "Северное сияние", "Чудесный нож", "Янтарный телескоп". Первая из этих сказок уже экранизирована под названием "Золотой компас". Жанр - детское фэнтези с религиозным подтекстом. Как и в "Хрониках Нарнии", в этой сказке есть религиозные сюжеты, упоминание о реалиях христианской жизни и предметах христианской веры, но только со знаком, ровно противоположным тому, который есть в сказках Льюиса или Толкиена", - считает профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев.

В интервью обозревателю портала "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову он рассказал о своем отношении к трилогии Пулмана "Темные начала", по мотивам первой части которой снят фильм "Золотой компас", а также о самой картине и о том, как на Западе сегодня создается антихристианская идеология.

Подробнее...
 
Большая часть того, что делает наш кинематограф, влияет на сознание молодежи сугубо отрицательно
Кино и театр
Автор игум. Хризостом   

 С 20 по 22 февраля в Москве состоится XII Всемирный русский народный собор. На этот раз он станет Собором детей и молодежи и будет посвящен теме "Будущие поколения - национальное достояние России". В рамках форума пройдут круглые столы по современному кинематографу и компьютерным играм. Своей оценкой обоих культурных направлений нашей эпохи в преддверии первого в истории молодежного ВРНС с обозревателем портала "Интерфакс-Религия" Алексеем Соседовым поделился известный публицист, писатель и переводчик фильмов Дмитрий Пучков, известный также под псевдонимом "старший оперуполномоченный Гоблин".

Подробнее...
 
"Код да Винчи" - это низкопробный соблазн для миллионов религиозно одичавших людей
Кино и театр
Автор игум. Хризостом   

 Профессор Московской духовной академии, настоятель домового храма МГУ им. М.В.Ломоносова протоиерей Максим Козлов в интервью порталу "Интерфакс-Религия" обрисовал негативные последствия показа "Кода да Винчи" и предложил варианты выражения общественного несогласия с выходом фильма в российский прокат.


- Книга Дэна Брауна и ее предстоящий широкомасштабный показ - являются ли они действительно серьезным вызовом христианскому мировоззрению, или это скорее фикция, и воспринимать ее в качестве серьезного оскорбления не стоит?

- На этот вопрос можно было бы посмотреть с двух сторон. Во-первых, несомненно, что серьезным вызовом даже в таком смысле, в каком можно говорить о творчестве Льва Толстого, Никоса Казанцакиса (греческий писатель, автор романа "Последнее искушение Христа" - "ИФ") или Михаила Булгакова, роман "Код да Винчи", конечно, не является. Потому что даже той трагической коллизии, которую мы имеем, скажем, в позднем Толстом или в "Последнем искушении Христа", того разрыва между гением писателя, трагическим несоответствием его мировоззрения и собственного дарования и, соответственно, вызовами, которые он бросает христианскому миросозерцанию, - всего этого в книге Дэна Брауна мы не найдем. Дэн Браун - это удачливый англоязычный Акунин. В каком-то смысле его книга до странного напоминает, даже по содержанию, одну из поздних книг Акунина - "Пелагея и красный петух". Так что с точки зрения значимости и глубины в "Коде да Винчи" вызова как такового нет, равно как нет и проблемы для христианской культуры.

Подробнее...
 
Диакон Андрей Кураев о тех мифах, которые легли в основу и были упомянуты в романе "Код да Винчи"
Кино и театр
Автор игум. Хризостом   

 В связи с выходом фильма по нашумевшей книге Дэна Брауна известный православный богослов, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев в интервью порталу "Интерфакс-Религия" попытался развенчать некоторые из тех мифов, которые легли в основу и были упомянуты в романе "Код да Винчи".


- Бурная кампания вокруг "Кода да Винчи", для многих неожиданная, но многих же и заинтриговавшая, непроизвольно наводит на мысль о возможных ее зачинщиках. Проще говоря, qui prodest - кому выгодно?

- "Код да Винчи" - это типичное конспирологическое произведение, главная идея которого состоит в том, что миром правят тайные ложи. В романе это - Приорат Сиона, структура вполне масонская, но белая и пушистая. Она влияет на президентов (упоминается имя Миттерана) и банкиров, противостоит христианской Церкви и помогает рекламе книг Лэнгдона ("Положительный отзыв Жака Соньера на книгу о поклонении женскому божеству означал не только коммерческий успех. Это подразумевало причастность к ее рекламе такой организации, как Приорат Сиона" - с.351). Сопротивление этой могущественной ложе оказывает не менее секретная католическая организация "Opus Dei".

Подробнее...
 
Фильм "Остров" - это кино о честном, а не "елейном" православии, считает Андрей Кураев
Кино и театр
Автор игум. Хризостом   

Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев оценил фильм Павла Лунгина "Остров" как честную, отрезвляющую картину о православии, главной удачей которой является точное понимание смысла святости.

"Остров" - это кино не елейного православия. Это очень человечный, очень неожиданный и честный фильм, без педалирования чудес и экзотики", - поделился отец Андрей своими впечатлениями от фильма.

Ранее, по его мнению, кино, пытаясь говорить о церковной жизни, изобиловало "низкокачественными агитками, экран сочился елеем, от "церковно-китайского языка" терялась способность думать, и наступала какая-то сладкая речитативная медитация".

Подробнее...
 
Гоблин о х/ф "Код да Винчи"
Кино и театр
Автор игум. Хризостом   

Третьего дня на волне всеобщих воплей пошел посмотрел х/ф "Код да Винчи". Фильм, как известно, снят по одноименной книге зарубежного писателя Дэна Брауна. Книгу я не читал, чтобы впечатление не портить. На просмотр отправился совершенно незамутненным.

Фильм начинается, понятно, с убийства. В Париже, в Лувре, некий злобный альбинос убивает невинного дедушку. Подстреленный в живот дедушка начинает метаться по Лувру и повсюду оставлять секретные знаки. То возле Моны Лизы что-то секретным маркером напишет, то у другой картины черканет. И под каждой оставляет лужицу крови, чисто Мальчик-с-Пальчик. Ну а потом раздевается догола, рисует себе на груди кровью звезду, раскидывает руки-ноги и помирает. Начало впечатлило.

Подробнее...
 
Как вступать в брак?
Брак и семья
Автор игум. Хризостом   

Из цикла бесед протоиерея Илии Шугаева, проведенных им со старшеклассниками, и опубликованных впоследствие в книге, расходящейся огромным количеством экземпляров "Брак, семья, дети". Отец Илия - настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область). Несмотря на то, что целевой аудиторией бесед, в первую очередь, являются подростки, знакомство с отрывами из замечательной книги отца Илии будет небесполезно для читателей любого возраста

 

Как вступать в брак?

 

Правильно вступить в брак очень сложно.

 

Я бы даже сказал так: брак - это всегда риск, брак - это всегда шаг с закрытыми глазами. При вступлении в брак человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями, которые влияют на выбор.

 

Вот в чем заключается парадокс. Записываю на доске два противоречивых положения.

С одной стороны:

 

 

С другой стороны:

 

 

Начну со второго высказывания. Почему же невозможно по-настоящему узнать своего будущего супруга? Прежде всего замечу, что вообще познать другого человека и даже себя до конца практически невозможно. А если мы говорим с вами сейчас о семье, то надо сказать, что в каждой женщине находится три совершенно разных женщины, и в каждом мужчине находится три совершенно разных человека.

Подробнее...
 
Выйти замуж по любви
Брак и семья
Автор Священник Илия ШУГАЕВ   

Большинство молодых людей, наверное, собирают­ся вступить в брак, и все надеются сделать это только по любви. А если кто-то предполагает для себя иное, то лишь как вынужденный и крайне нежелательный вариант. Ну, скажем, возраст поджимает или «на де­сять девчонок – девять (восемь, шесть) ребят»... Тут уж кто первый сделает предложение, тот и муж.

 

Но я хочу поведать вам одну важную истину, не­знание которой является причиной почти всех разво­дов: вступить в брак по любви – невозможно!

 

Чтобы вы поняли, почему это так, давайте сначала договоримся о терминах. Очень часто люди, произно­ся одни и те же слова, вкладывают в них совершенно разный смысл. Например, слово «любовь». Оно встре­чается и в стихах Пушкина, и в текстах современных песенок, в которых три аккорда и четыре слова, три из которых – о любви.

 

Кроме любви существует понятие влюбленности. Слова похожие, однокоренные, но содержание у них разное, и путать их не нужно. Рассмотрим каждое из них подробно. Проще начать с влюбленности, потому что у каждого старшеклассника, скорее всего, уже есть опыт влюбленности. Когда я учился в школе, впервые влюблялись во втором – третьем классе. Сейчас, на­сколько я знаю, это случается уже в детском саду.

 

Вот несколько характерных признаков влюбленно­сти.

Подробнее...
 
Школа не должна учить духовности
Духовное образование
Автор игум. Хризостом   

 Выступление диакона Андрея Кураева перед учителями на пленарном заседании Образовательных чтений Сибирского федерального округа, посвященных региональному этапу Всероссийского конкурса работ на соискание премии   «За нравственный подвиг учителя», г. Томск (29 октября 2008 года)

 

В сокращении и редакции, адаптирующей устную речь к письменному изложению (с согласия автора).

 

Прежде чем преступить к обсуждению современных вопросов педагогики вообще и православной педагогики в частности, считаю нужным сделать небольшой исторический экскурс.

 

Слово «школа» - греческое. И означает оно «отдых, досуг». В античности в школах занимались в основном риторикой и гимнастикой. Слово «гимнаст» в переводе с древнегреческого означает голыш, поскольку юноши занимались гимнастикой в обнаженном виде, после известного приключения на олимпиаде, когда некая женщина решила принять участие в мужских состязаниях. Школа – роскошь, которую можно себе позволить, когда дело сделано: козы уже выгнаны на   пастбище, а поле вспахано…

Подробнее...
 
Противники теологии подходят к богословским дисциплинам как школьники-двоечники
Духовное образование
Автор игум. Хризостом   

 Завкафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета доцент Виктор Лега закончил Московский физико-технический институт, получил философское образование в МГУ им. Ломоносова. В отличие от авторов "письма десяти", В.Лега считает, что противоречий между христианством и наукой нет и быть не может. Более того, по его словам, наука имеет живую связь с христианским мировоззрением.

Доцент убежден, что и в наши дни теология имеет полное право существовать как научная дисциплина, а ученым-физикам, которые испугались "клерикализации" российского общества, В.Лега советует почаще открывать Библию. Свое мнению по поводу недавних споров вокруг науки и религии завкафедрой высказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Николаю Вальковскому.

Подробнее...
 
Откуда у Церкви деньги?
Основы православия
Автор диакон Андрей Кураев   

Не запах ладана и воска встречает посетителя у входа во многие православные храмы – а звон монет и разговоры о деньгах. Свечи, иконки, освященное масло, просфоры, крестики, – все это предлагается в «свечных ящиках», располагающихся у входа в храм или даже в самом храме.

 

Если человек знает Евангелие – он тут же вспоминает, что Христос изгнал торговцев из храма. Если человек Евангелия сам не читал – что ж, рано или поздно найдутся «доброжелатели» из какой-нибудь секты, которые не откажут себе в удовольствии ткнуть пальцем в чужой грех. С гневным возмущением они обратят ваше внимание на очевидное противоречие между жизнью православной церкви и Евангелием…Но ведь Евангелие читают и православные священники. Почему же в наших храмах звенят деньги?

Подробнее...
 
К истории дискуссии о достоверности Евангелий
Новый Завет
Автор Неклюдов К. В.   

В раннехристианской Церкви

Примеры исторического подхода к проблемам, поставленным евангельским текстом, в большинстве случаев встречаются у отцов Церкви только при обсуждении вопроса о различии и сходстве повествований евангелистов между собой. Богословские основания гармонизации и ее методы были определены в период формирования канона НЗ (до IV в.), но до его окончательной фиксации: все 4 Евангелия содержат подлинное апостольское предание и вдохновлены одним Св. Духом (Iren. Adv. haer. III 1–2; 6–9; Orig. Comm. in Ioan. X 18. 107; Epiph. Adv. haer. 51. 6. 2) и, следов., не должны противопоставляться друг другу (см. Пономарёв А. В. Гармонизация евангельская // ПЭ. Т. 10. С. 427–431).

Подробнее...
 
Евангельские свидетельства о Воскресении Господа и их достоверность
Новый Завет
Автор игум. Хризостом   

 и.м. Хризостом (Елисеев)

 

«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5), - так пророк Исаия наиболее ясно и сильно предсказал о крестных страданиях и смерти Спасителя [1, с. 482]. О действительности смерти Христа свидетельствует евангелист Иоанн, указывая, что на кресте Спасителя пронзили копьем: «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19, 34). С медицинской точки зрения явление это указывает на паралич сердца, т.е. на бесспорную смерть. Также и сотник засвидетельствовал смерть Христа перед Пилатом (Мк. 15, 45), когда Иосиф Аримафейский пришел просить Тело Иисусово на погребение. Слова первосвященников и фарисеев перед Пилатом: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну» (Мф. 27, 63), - когда те просили у него, чтобы охраняли гроб Господень, также говорят о том, что Христос к тому времени был уже мертв.

 

Но совершилось великое чудо, чудо воскресения Господа нашего Иисуса Христа, когда Он на третий день после Своих страданий и смерти силою Своего Божества воскрес из мертвых. Так случилось потому, что клин смерти не смог отделить душу Христа от Божественной природы Сына Божия, и, как следствие, человеческая душа Христа оказалась до самого конца неотделима от Его тела. Поэтому-то и произошло почти немедленное воскресение Христа [2, с. 324].

Подробнее...
 
Отречение Петра
Новый Завет
Автор Максимов Алексей Сергеевич   

«Говорю тебе, Петр, не пропоет
петух сегодня, как ты трижды
отречешься, что не знаешь Меня»

 

Личность апостола Петра, несомненно, является одной из центральных фигур Евангелия. Ему принадлежит особое, притом пер­венствующее, место среди других апостолов, он является как бы «центром двенадесятницы». И это его положение, особое значение его служения, обнаруживается из сопоставления многочисленных деталей, в отдельности незначительных, но в совокупности выразительных, наряду с основными событиями его жизни и относящимися к нему изречениями Господа» [1]. Вначале Симон, потом Петр. Лишь он и сыны Зеведеевы отмечены переименованием. В течение всей евангель­ской истории эта первотроица апостолов была свидетельницей вели­чайших чудес и событий жизни Христа. Достаточно вспомнить воскре­шение дочери Иаира (Мф. 9, 18-26; Мк. 5, 21-43; Лк. 8, 41-56), Преображение Господне (Мф. 17, 1-13; Мк. 9, 2-13; Лк. 9, 28-36) и Гефсиманское моление Спасителя (Мф. 26, 36-46; Мк. 14, 32-42; Лк. 22, 39-46). В списке апостолов Петр всегда именуется первым, Господь пользуется его лодкой (Лк. 5, 3) и домом (Мф. 8, 14; Мк. 1, 29; Лк. 4, 38). Наконец, и Мессию в лице Учителя исповедует лик апос­тольский устами Петра (Мф. 16, 16; Мк. 8, 29; Лк. 9, 20). Все это говорит о том, какое важное положение занимает апостол Петр среди двенадцати. Недаром Церковью, наряду с апостолом Павлом, он име­нуется «первоверховным». В службе 29 июня апостол Петр ублажается как «апостолов основание, каменю Христовой Церкве, христианов начало...» [2].

Подробнее...
 
Сорокадневный пост и искушение Христа диаволом
Новый Завет
Автор МАКСИМОВ Алексей Сергеевич   

Он мог быть искушаем, но не мог согре­шить, ибо «внушение происходит от диавола, а согласие зависит от нас» (блаж. Августин). И именно этого согласия и не могло быть у Христа, т. к. Его человеческая, но обоженная воля подчинилась воле Божией, сочеталась с ней и никогда не могла бы и не хотела бы ей противостать. И если мы верим, что Господь наш Иисус Христос не только безгрешен, но и не мог согрешить, то в то же время мы должны всегда помнить о том, что подобно нам Спаситель страдал и был искушаем. В противном случае, вместо живого Христа, испившего полную чашу страданий, мы узрим лишь призрак Сына Че­ловеческого, в Ком, с легкой руки монофизитов, человечество раствори­лось в Божестве, превратившись лишь в видимость.