Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей и 2 пользователей
  • rjicrufu
  • rdenrobhy

Посетите

Седмица
Тульская и Белевская епархия
Тульский Епархиальный Форум

Счетчики


Архипастырь Печать

 МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ (в миру Андрей Николаевич Кутепов) родился 10 мая 1953 года в г. Москве в семье рабочего. В 1970 году окончил среднюю школу и поступил на химический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина.

 

В 1972 году поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1975 году. 15 февраля 1975 года епископом Подольским Серапионом рукоположен во диакона, а 22 июня того же года - во пресвитера и назначен настоятелем Знаменского кафедрального собора в г. Иркутске, секретарем епископа Иркутского и Читинского и благочинным храмов 1-го и 2-го Иркутских округов. 7 сентября 1975 года в Никоновском приделе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры епископом Иркутским и Читинским Серапионом пострижен в монашество с наречением имени Алексий - в честь Святителя Московского Алексия. На следующий день возведен в сан игумена, а 20 ноября того же года - в сан архимандрита.

 

В 1979 году окончил Московскую Духовную Академию и за представленное сочинение по кафедре патрологии «Святоотеческое учение о Божией Матери» удостоен степени кандидата богословия.

 

В мае 1980 года назначен настоятелем Успенского кафедрального собора в г. Владимире, а также секретарем архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона и благочинным храмов Владимирского и Муромского округов.

 

Указом Святейшего Патриарха Пимена от 27 марта 1984 года назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры.

 

С 20 октября 1988 года по 20 июля 1990 года - председатель Хозяйственного управления Московской Патриархии.

 

1 декабря 1988 года хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии.

 

30 декабря 1988 года возведен в сан архиепископа.

 

В 1989 году избран членом Экологического фонда СССР.

 

В 1990 году входил в Комиссию Священного Синода по подготовке Поместного Собора.

 

Назначен на Алматинскую кафедру в 1990 году. За время служения архиепископа Алексия к 2000 году в епархии количество приходов возросло с 69 до 103 и создано 7 монастырей, количество священнослужителей увеличилось со 109 до 197 человек.

 

В 2002 г. Архиепископ Алексий назначен на Тульскую кафедру.

 

За усердное служение Церкви Христовой Архиепископ Алексий награжден:

  1. орденами святого равноапостольного князя Владимира трех степеней.
  2. орденами преподобного Сергия Радонежского II и III степени.
  3. орденом апостола Марка I степени (Александрийская Православная Церковь).
  4. орденом Гроба Господня I степени (Иерусалимская Православная Церковь).
  5. орденом равноапостольных Кирилла и Мефодия II степени (Чехословацкая Православная Церковь).
 
20 апреля 2009 года, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх возвел архиепископа Тульского и Белевского Алексия в сан митрополита. 

 

Журнал Московской Патриархии, 1989, №3.

Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 30 ноября 1988 года архимандриту Алексию (Кутепову), наместнику Троице-Сергиевой Лавры, определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии.

30 ноября 1988 года в зале заседаний Священного Синода наречение архимандрита Алексия во епископа Зарайского совершили Святейший Патриарх Пимен, митрополиты Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины, Ленинградский и Новгородский Алексий, Минский и Белорусский Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Львовский и Тернопольский Никодим, Кишиневский и Молдавский Серапион, архиепископы Оренбургский и Бузулукский Леонтий, Псковский и Порховский Владимир, Костромской и Галичский Иов, Винницкий и Брацлавский Агафангел, Смоленский и Вяземский Кирилл, епископы Владимирский и Суздальский Валентин и Пензенский и Саранский Серафим.

При наречении во епископа архимандрит Алексий произнес речь:

Ваше Святейшество, Святейший Владыко, Всероссийский Первосвятитель и Милостивый Отец!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, христолюбивые архипастыри и богомудрые строители Тайн Божиих!

В сей нареченный и святый в моей жизни день, когда, следуя традиции, мне надлежит высказать свое решение на ваше избрание моего недостоинства во епископа, «да начнет слово мое блаженнейший Давид, лучше сказать, Вещавый в Давиде и еще доныне чрез него Вещающий»: Покорись Господу и надейся на Него (Пс. 36, 7), от Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36, 23). Кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу (Деян. 11, 17) и спорить с Ним (Рим. 9, 20), идти против рожна (Деян. 9, 5) и противостать воле Его (Рим. 9, 19)?

Посему не противлюсь, ни противоглаголю (Ис. 50, 5), но подклоняюсь и смиряюсь под крепкую руку Божию» и с сердечным трепетом произношу: Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю.

Всей душой благодарю Бога моего, во Святей Троице славимого, мышцею высокою проведшего меня от дней младенчества до радости и счастья быть служителем Нового Его Завета, слугой Святых Его Таинств, благодарю за все Его неисчислимые милости и благодеяния ко мне, многогрешному, благодарю и за сию новую милость и новый дар - святое епископство.

Сыновне благодарю Вас, Ваше Святейшество, Ангел и Кормчий Святой Церкви Русской, за Ваше Первосвятительское внимание ко мне, недостойному, за Вашу Отеческую любовь и милость, за оказанное мне высокое доверие взять на себя евангельское иго и архиерейское достоинство, за невыразимо дорогое для меня возглавление Вами освященного собора боголюбезнейших архиереев при моей епископской хиротонии.

Благодарю милостивое благоснисхождение ваше, святители Божии, подвигшее вас призвать меня к великому архипастырскому служению и ввести в благословенный сонм Преосвященных архиереев Русской Православной Церкви.

Благодарю и тебя, мой духовный наставник и отец Владыко митрополит Серапион, облекшего меня в святое иночество и дважды призывавшего на меня священнотаинственную огнеобразную Духа благодать, благодарю за строгость твоей отеческой любви и благоснисходительность твоего иноческого сердца, за мудрые уроки и наставления, за присутствие в этом священном сонме архиереев Божиих, чтобы и своею молитвою и возложением рук третицею призвать на меня благодать Святой Пятидесятницы.

Благодарю и приемлю, ибо в вашем избрании меня во епископа усматриваю над собой действие Всеблагого Промысла Божия и верю, что Сам Сердцеведец всех (Деян. 1, 24), Которому дана всякая власть на небе и на земле, (Мф. 28, 18), призывает меня войти в круг апостольский, принять жребий служения сего (Деян. 1, 25) и быть присоединенным «к златой, чистой и Божественной цепи посланников» Своих (Ин. 20, 21).

Приемлю и сознаю, что предлежащее мне бесконечно высокое по дару благодати служение епископа, являясь продолжением Христова посланничества в мир, продолжением Его епископства в Церкви, требует от носителя своего высочайших нравственных качеств. С трепетом сознаю, что надлежит мне видимо представлять невидимое пастырство Христа Спасителя и, действуя данною от Него властию, быть носителем звания и сана Христова, духа и святыни Христовой, ума и сердца Христова, правды и суда Его, светлости и великолепия Его, что надлежит мне «со дня на день благолепнее и совершеннее облачаться в свойства и добродетели Верховного Святителя исповедания нашего... в Его премудрость, в Его ревность по славе Божией, в Его чистоту, в Его смирение, в Его человеколюбие».

Приемлю и разумею, что служение сие, спасительное по своей цели, предназначено к совершению святых... для созидания Тела Христова (Еф. 4, 12). Со страхом разумею, что предстоит мне, склоняя колена пред престолом Божиим на земле, своим умом с Ангелами стоять и с Архангелами славословить; священнодействуя, со Христом ходатайствовать о всем мире, вознося на Горний Жертвенник Бескровную Жертву за всех живых и умерших в вере и надежде воскресения; благовествуя слово Божие, приносить Творцу и Избавителю покаяние свое и верных, обращать заблуждающихся, вразумлять, убеждать и утешать, верно храня Апостольское Предание; совершая пренебесные Таинства, воссоздавать образ Божий в пасомых и творить для горнего мира; простирая тайнодействующую руку, предавать себя в смиренное орудие Духу Божию и низводить благодать, умножая живые порождения Всесвятаго Духа и сосуды благодати.

Приемлю и ведаю, что предлежащее мне епископское служение - истинно смиренно, по примеру и заповеди смиренного сердцем Господа Иисуса (Мф. 11, 29), сказавшего: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 26). Ведаю, что и мне должно искать не собственной пользы, но пользы чад, которых родил во Христе благовествованием, (ибо) такова цель... всякого духовного начальства - во всем презирать свое для пользы других, памятуя, что возвышен в Церкви Христовой епископ бывает постольку, поскольку есть «коленопреклоненный раб Христов».

Приемлю и из личных наблюдений вижу, что служение епископа необычайно трудно и требует постоянного напряжения всех духовных и физических сил. Иначе как можно одновременно «быть важным и негордым, суровым и благосклонным, властным и общительным, беспристрастным и услужливым, смиренным и нераболепным, строгим и кротким»? Как можно «гневаться, не гневаясь, оказывать презрение, не презирая, терять надежду, не отчаяваясь»?

Приемлю, но не скрою пред вами, святители Божии, что и простое перечисление высоких требований чистоты и святости, мужества и самоотверженности, предъявляемых Церковью к носителю архиерейской благодати, невольно приводит меня к восклицанию: Кто способен к сему?! (2 Кор. 2, 16), «кто достойно сие совершати возможет»?!, «кто... имеет достаточные к тому силы»?!

Не обретая в себе дел, отнюдь оправдающих мя, исповедую, что «несмь достоин множества ради грехов и бесчисленных прегрешений моих к толикой (Тайне) приступити» и служить сосудом Христова благоухания (2 Кор. 2, 15). «Сие смиряет мое сердце, сокращает ум, налагает узы на язык и заставляет думать не о начальстве, не об исправлении и назидании других (что требует избытка дарований), но о том, как самому избежать грядущего гнева и сколь-нибудь стереть с себя ржавчину пороков».

Рассуждение о своей немощи, а также страх подвергнуться осуждению неплодной смоковницы (Мф. 21, 19) и соли обуявшей (Мф. 5, 13) повергли бы мой дух в совершенное уныние, но святая вера укрепила меня упованием, что «Вседержительный Дародатель» может и в скудельном сосуде явить силу и славу Свою (Еф. 3, 20; Рим. 14, 24; 2 Кор. 12, 9). Несомненно верую, что Призывающий меня (Мф. 4, 19) на служение за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14) подаст мне и силы (Пс. 109, 2) «быть орудием спасения душ человеческих». А посему нимало вопреки глаголю, ибо «вем воистину, и верую от всего сердца, и усты исповедую, яко силен (есть Господь) мя... удостоити, Сам Един, в беззакониих зачатаго и рожденнаго могий очистити».

Поставив же себе «две крепкие опоры: надежду на Бога - Помощника в подкрепление подвигов служения верного и ревностного (и) страх Бога - Отмстителя противу колеблемости служения небрежного», с отрадой внимаю словам Великого Архиерея, прошедшего небеса (Евр. 4, 14): Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (Ин. 15, 16), довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякого утешения, Который этими живоносными глаголами Святого Своего Духа меня, готового уже бежать от возвещенного вами, святители Христовы, высочайшего звания, «уловил ныне неизбежными сетями благодати» «к подъятию ига евангельского и прохождению звания архиерейского, чтобы пасти Церковь, Кровию Христа искупленную, и именем Его запечатленных управлять Божественным словом на всякое дело благое, приуготовляя тех через оное к пристанищу спасения вечного».

Нимало вопреки глаголю и, обязанный творить волю Пославшего с упованием на милость Его, с готовностью потрудиться на пользу Матери-Церкви и родному Отечеству, сколько благоугодно будет Ему даровать мне разума и сил на предлежащем поприще служения, из глубины души взываю: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс. 56, 8), глаголи, Господи, яко слышит раб Твой (1 Цар. 3, 10), в руку Твоею жребий мой (Пс. 30, 6), буди во всем святая воля Твоя (Мф. 26, 42)!

Воодушевляясь непоколебимой надеждой на всесильную помощь Божию, в немощи человеческой совершающуюся, уповаю и на непостыдное предстательство и непреложное ходатайство Преблагословенной Девы Богородицы, Которая на всех путях моей жизни была мне Покров и Заступница Усердная.

Невольно мысль моя сейчас переносится в чудесный храм в честь Ее Преславного Рождества в городе Волоколамске, где находится чудотворный образ Всеблагой Скоропослушницы, внявшей смиренным мольбам юноши и принявшей его под благословенный кров большой кельи великой Лавры Сергиевой - Московских Духовных школ.

В этой связи дорог мне Богоявленский патриарший собор, под священными сводами которого многими чудесами светло красуется Казанская икона Божией Матери.

Здесь, где воздух овеян благоуханием святыни и самые стены хранят память исторических событий, Господь судил мне укрепляться духом, познавать тайны веры в чистой совести, впитывать в себя дух истинной церковности и отеческой традиции, которыми в таком обилии обладаете и с особой щедростью делитесь с прихожанами собора Вы, Ваше Святейшество, всеми искренно и горячо любимый наш Святейший Владыко и Отец! Здесь, под вседержавным осенением Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Бог сподобил меня «диакона подвнити служение», и удостоил возведения в сан архимандрита.

Знамение особой милости Царицы Небесной усматриваю для себя и в том, что пострижение мое в монашество было совершено в канун молитвенного чествования Владимирской иконы Богоматери в том самом святом месте, где, по преданию, явися Пресвятая Богородица со двемя апостолома Преподобному Авве Сергию Великому. И самое мое священническое служение началось и проходило под Ее благодатным покровом в Свято-Знаменском кафедральном соборе города Иркутска, а затем - в избранном доме Пресвятой Богородицы - златоверхом Свято-Успенском соборе города Владимира, украшенном трисолнечным светом чудотворных икон Пречистой Девы: Владимирской, Боголюбивой, Максимовской.

И последние годы моего служения наместником Вашего Святейшества в Доме Живоначальной Троицы - месте, по неложному обетованию Пресвятой Богородицы, неотступного Ее пребывания - были исполнены многих благодеяний и даров Пречистой Девы.

Надежда моя с молитвой устремляется и к моим Небесным покровителям от святого крещения и благословенного иночества - начальнику епископов нашей Святой Церкви святому апостолу Андрею Первозванному и всеблаженному Святителю Алексию - апостольских догмат опасну хранителю, Церкви Российская пастырю и учителю, да научат меня примером своим разумно разумевать души стада (Притч. 27, 23), вручаемого мне Верховным Пастыреначальником, и да испросят мне ревность и искусство знать овец, от Него вверяемых, да даруют мне способность изнемогшее подъять, болящее уврачевать, сокрушенное обвязать, заблудшее обратить и погибшее взыскать (Иез. 34, 4) с помощью спасительной благодати Христовой.

С твердой верою уповаю на святые молитвы Вашего Святейшества и соприсутствующих Вам боголюбезнейших архиереев и усердно прошу, чтобы во время великой Трисвятой песни, когда, союзом любве связуеми, вы примете меня во Святилище и вознесете надо мною тайнодейственный глагол освящения моего, вы испросили мне у Церкви Зиждителя ниспослания от Отчих и Божественных недр... Божественного же и Святого, и Единосущного, и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа, духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия (Ис. 11, 2), Который Своим наитием, и силою, и благодатию Своею попалил бы терние моих согрешений, «яко да живет во мне всецелая души и тела чистота», освятил бы меня освящением неотъемлемым и укрепил бы меня в предлежащем служении, как укрепил Он святых апостолов, как помазал пророков, как освятил архиереев и сотворил бы меня достойного служителя архиерейския благодати: да владычествует во мне «над всякою мыслию слово Христово, над всяким мудрованием человеческим - Божия премудрость», и соделал бы меня усердным и ревностным подражателем Доброго Пастыря, Который за многое Свое человеколюбие да приимет во благости Своей и мое епископское служение, как приял Он Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеева и Ааронова священства, Самуилова мирная, как приял Он от святых Своих апостолов истинную Ему службу, яко да и аз обрящу мзду верных и мудрых строителей в день Страшный воздаяния (Его) праведнаго.

Ожидая принять помазание небесное, преклоняю колена пред Престолом незримо присутствующего неизреченных и невидимых Тайн Бога и, всецело вручая себя Его Божественному Промышлению, взываю: И ныне начни и благослови дом раба Твоего, еже быти ему во веки пред Тобою! (2 Цар. 7, 29). Аминь.

* * *

1 декабря 1988 года, в четверг 27-й седмицы по Пятидесятнице, за Божественной литургией в Богоявленском патриаршем соборе Святейший Патриарх Пимен, митрополиты Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины, Минский и Белорусский Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Львовский и Тернопольский Никодим, Кишиневский и Молдавский Серапион, архиепископы Оренбургский и Бузулукский Леонтий, Костромской и Галичский Иов, Винницкий и Брацлавский Агафангел, Дмитревский Александр, епископы Владимирский и Суздальский Валентин и Пензенский и Саранский Серафим совершили хиротонию архимандрита Алексия во епископа Зарайского.

По окончании литургии Святейший Патриарх Пимен, вручая новохиротонисанному епископу Алексию архиерейский жезл, произнес слово:

Преосвященный епископ Алексий, возлюбленный о Христе брат!

Промысл Божий привел тебя к высшему служению Церкви Божией в сане епископа. С младых лет, навыкнув в разумении Священного Писания, умудрившего тебя во спасение верою во Христа Иисуса (2 Тим. 3, 15), ты, надеясь на помощь Божию, вступаешь на этот новый для тебя путь архипастырского делания. Чин церковный требует от нас, послуживших твоему освящению, напутствовать тебя словом назидания.

Благодатью Всесвятого и Всеосвящающего Духа ты приобщен ныне Собору епископов Русской Православной Церкви. К сему Единому, Всеиспытующему Духу Божию и обрати внимание твое.

Для чего Он сошел некогда с Неба в виде огненных языков? Для того чтобы, заняв место восшедшего на Небеса Спасителя нашего, быть для всех нас Наставником и Утешителем, вразумлять и руководить нас во всем, что необходимо для нашего спасения. Он и тебя научит всему, утешит во всем, скажет и возвестит то, что нельзя услышать ни от кого на земле.

Апостол Павел говорит, что каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей Тайн Божиих (1 Кор. 4, 1) для своей паствы. Тайнодействия Святой Церкви установлены Самим Господом; к ним нельзя прибавить и от них нельзя отнять ничего. Чин и порядок совершения их учреждены святыми и богомудрыми отцами, молитвословия и священнодействия, изложенные ими, освящены Церковью, и никто не вправе от них отступать.

Тайносовершитель не только должен сознавать важность совершаемых священнодействий, но и сам проникнуться благоговейным молитвенным настроением, которого требует глубина и высота совершаемых Тайн.

Возгревай и поддерживай такое благоговейное молитвенное настроение пламенной любовью ко Господу.

Епископ должен быть... учителен (1 Тим. 3, 2). Много трудов и времени нужно для того, чтобы получить навык учить других истинам Христовой веры и правилам христианской жизни. Но это, по выражению апостола, телесное упражнение мало полезно (1 Тим. 4, 8). Часто простое слово, исходя из сердца, проникнутого живой верой и горячей любовью, действует на душу гораздо сильнее, чем тьмы словес, сказанных по всем правилам красноречия. Любовь к Господу научит тебя и тому, что сказать в назидание, в утешение, в укрепление, даст твоему слову силу поведать пастве о плодах духа, которые соделывают наше спасение, о живой и чистой любви к Творцу и Спасителю и к нашим ближним, о преданности воле Премудрого и Всеблагого Промысла Божия, о готовности и в жизни общественной во всем следовать не собственным выгодам и желаниям, а уставам вечной любви и правды, открытым для нас в Евангелии, о высоком чувстве ответственности за судьбу Отечества и всего человеческого рода.

В то же время помни, что Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4, 20); что истина во Иисусе состоит в том, чтобы совлечься ветхого человека со всеми страстями его и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 21, 24). Христос Спаситель должен быть в тебе и ты - в Нем. Только в Нем ты сможешь принести плод правды, плод твоего апостольского служения Церкви, а без Него, с одними своими силами, как бы они велики ни казались тебе и другим, ты как ветвь без корня и влаги.

Епископ есть пастырь вверенной ему словесной паствы. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10, 11). Любовь к Богу воспитает в тебе истинную любовь к пасомым, любовь не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18), любовь, которая, по свидетельству апостола Павла, никому не завидует, ни над кем не превозносится, не радуется о неправде, а сорадуется истине, которая не раздражается, не бесчинствует, все терпит, все покрывает, никогда не перестает (1 Кор. 13, 4-8).

Воодушевленный такой любовью, истинный пастырь, зная, с одной стороны, по собственному опыту немощь человеческого естества, трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит (Мф. 12, 20), а с другой - не убоится твердо и мужественно противостать всему, что может в каком бы то ни было отношении вредить делу спасения вверенной ему паствы.

Тебе известно, что встречаются отдельные лица из числа духовенства и мирян, предпринимающие попытки внести разномыслие в церковную среду, поколебать дисциплину и посеять недоверие к духовной власти со стороны паствы. Такие люди, - говорит апостол Павел, - служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16, 18). К одним будь милостив, с рассмотрением, а других страхом спасай, исторгая из огня, обличай же со страхом (Иуд. 1, 22-23) до забвения личных выгод, до полного самоотвержения, а если нужно, и до пожертвования самим собой.

Ты пребываешь под особым Промыслом Божиим. Он хранит и будет оберегать тебя как зеницу ока до тех пор, пока ты пребудешь верным Его тайному руководству.

Около пяти лет ты был наместником Лавры Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия и находился под незримым покровом этого великого подвижника и молитвенника земли Русской. Сам он, по чувству глубокого смирения, отказался от святительского сана. Но святая обитель его в течение многих веков воспитывала, подготавливала и выпускала из своих стен многих ревностных и талантливых деятелей и служителей Церкви Христовой и Отечества. Ты, избранный из этой Лавры на епископское служение, принял святительское рукоположение здесь, в нашем патриаршем соборе, где почивают мощи одного из величайших иерархов нашей Церкви и мудрого государственного деятеля - святителя и чудотворца Алексия. Призывай же всегда в своих молитвах твоего достохвального Небесного покровителя святителя Алексия и Преподобного авву Сергия, и да будут они тебе невидимыми помощниками и руководителями в твоем новом служении.

Ты из числа тех, кто рано удостоился мудрого архипастырского руководства и ущедрен явными дарами благодати. Сохрани, что имеешь, ибо, как говорит святитель Иннокентий Херсонский, «сосуд наш скуделен, внутренняя клеть наша не крепка и не безопасна».

Возблагодари Господа, удостоившего тебя ныне, через таинственное возложение рук святителей Божиих, архиерейской благодати.

Неизгладимыми чертами запечатлей в уме и сердце твоем наши слова о необходимых условиях твоего благоплодного служения Святой Церкви в сане епископа и всеми силами души своей будь верен им даже до смерти.

А теперь прими этот жезл как знамение силы Божией и опору в твоем служении, взыди на место сие возвышенное и от данной тебе ныне благодати призови благословение Господа на людей сих, молитвой своей принимавших участие в твоей хиротонии.