Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Посетите

Седмица
Тульская и Белевская епархия
Тульский Епархиальный Форум

Счетчики


Святой благоверный князь Дмитрий Донской Печать

Память празднуется 19 мая в день преставления (1 июня по новому стилю) и 6 июля (19 июля по новому стилю) вместе с Собором Радонежских святых.

 

Благоверный великий князь московский Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 г. О детстве будущего великого князя и Божия угодника, сына Иоанна Красного и княгини Александры, известно совсем немного. Воспитан был в благочестии, с наставлениями душеполезными. В житии его написано: «Аще к книгам неучен беаше добре, но духовныя книги в сердце своем имяше». Он был еще юн, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, злонравных людей избегал. Детство его прошло под непосредственным влиянием св. митрополита Алексия (память его 12 февраля по старому стилю, 25 февраля по новому), бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу.

 

В 1359 г. великий князь Иоанн Красный после 6 лет княжения преставился, в схиме, на тридцать третьем году жизни. Димитрию было тогда около 10 лет. Святитель Алексий, духовно поддерживавший первого среди русских князей, после смерти его фактически возглавил русские княжества. Святитель становится не только главой боярской думы, но и заменяет юному Димитрию отца.

 

С самого начала жизни великий князь Димитрий был приобщен к среде русского подвижничества, он учился терпению и мужеству. По смерти отца он не лишился великокняжеского титула, но Орда предпочитает малолетнему князю московскому суздальского Димитрия, мужа зрелого.

 

В условиях междоусобия не только среди русских князей, но и среди ордынских ханов юный Димитрий, с благословения святителя Алексия, предпринимает путешествие в Орду. Это было первое знакомство с притеснителями земли Русской. В 1362 г., после смены власти в Орде, новый хан прислал великокняжеский ярлык в Москву, а не в Суздаль. Тринадцатилетний Димитрий отправился во Владимир, где прошел древний обряд вокняжения. Это был первый ратный поход Димитрия, потому что суздальский князь не хотел уступать первенствующего своего положения среди русских князей. Первые победы великого князя Димитрия были над своими сородичами, и он проявил миролюбие по отношению к побежденным. В междоусобице благоверный князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия.

 

Димитрий уже в начале своего правления начинает работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась, она укрепила союз с Суздалем браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии (память ее 17 мая по старому стилю, 30 мая по новому). В многотрудной деятельности по собиранию земли Русской св. князю на протяжении всей жизни пришлось вести войны с многочисленными врагами: Орда и Литва извне, княжества Нижегородское, Рязанское и Тверское изнутри.

 

В 1371 г. возмужавший Димитрий отстоял свое великокняжеское достоинство, отказав Орде признать передачу княжеского ярлыка тверскому князю Михаилу, и Орда признала первенство Москвы.

 

Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя в эти годы. В основе уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак, семейная жизнь его проходила под духовным руководством святителя Алексия. Оказывал на нее влияние и преподобный Сергий Радонежский (память его 25 сентября по старому стилю, 8 октября по новому), из 12 детей Димитрия и Евдокии двое сыновей были крещены троицким игуменом.

В похвалу Димитрию в его житии сказано: «С Богом все творящий и за Него борющийся», «Царским саном облаченный, жил он по-ангельски... Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных», «С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и Небесный человек».

 

В 70-е гг. включился великий князь Димитрий в борьбу с Золотой Ордой. Это движение, вдохновляемое Русской Церковью, широко распространялось среди порабощенного народа. В 1376 г. состоялся победный поход на Волжскую Булгарию, в 1378 г. русскими было разбито посланное ханом Мамаем войско на Рязань. Еще через два года - Куликовская битва. Готовясь выступить в поход, св. князь Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от преподобного Сергия.

 

С сердечным умилением внимал великий князь пророческим словам преподобного Сергия о мученических венцах, которые плетутся для его соратников. Плакал князь от душевного волнения, просил у преподобного особого дара в благословение своему воинству. Среди иноков Троицкой обители были два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя; их мужество и воинское искусство были еще в памяти, так как до принятия монашества были они доблестными воинами. Этих иноков-богатырей благословил преподобный присоединиться к войску русскому.

 

Перед битвой благоверный князь Димитрий напутствовал ратников своих воодушевляющими словами: «... Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная...» Много доблестных русских воинов полегло на поле брани - летописи говорят, что из 150 тысяч воинов вернулось в Москву не более 40 тысяч. В Троицком монастыре по погибшим служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой. Позже этот день стал днем общего воспоминания усопших предков, родительским днем (Димитриевская родительская суббота). Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.

 

С именем св. Димитрия Донского связано строительство новых монастырей и храмов: Успенский Стромынский монастырь, Рождества Богородицы на Куликовом поле, Николо-Угрешский под Москвой, Голутвинский и много других обителей и церквей.

 

Последние годы жизни были многотрудными для великого князя: новые неприятельские нашествия, разорение Москвы, возобновление вражды с Тверью, болезнь. При мощных силах великого князя двадцатишестилетняя бранная, тревожная жизнь должна была измучить его телесно и душевно. Почувствовав приближение смерти, благоверный Димитрий послал за преподобным Сергием, который преподал ему необходимые христианские таинства.

 

19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина эта поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ. Похоронен св. Димитрий был в Архангельском соборе, рядом с гробницами отца, деда и прадеда.

 

Праведный подвиг князя Димитрия, отдавшего «душу за друга своя» (Ин 15:13), не был забыт верующим народом. Особым знаком произволения Господня стало почитание его как избранника Божия, Уже вскоре после кончины св. Димитрия были написаны «Похвальное слово» и «Житие». Иконографические изображения его сохранились в Архангельском соборе и Грановитой палате.

 

Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних. Канонизация состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве 6-9 июня 1988 г.

 

 Молитва благоверному князю Дмитрию Донскому.

О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Тропарь святому благоверному великому князю Московскому Дмитрию Донскому
Тропарь, глас 3
Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.
Кондак, глас 2
Подвиги твоими, святе Димитрие, страну нашу Бог сохрани, Давый тебе непобедимую. И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми град твой Москву невредим от всех навет вражиих.