Кто на сайте

Посетите

Седмица
Тульская и Белевская епархия
Тульский Епархиальный Форум

Счетчики


Преподобный Макарий Жабынский Печать E-mail

Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, родился в XVI веке, в царствование Иоанна Грозного. О его рождении, жизни в миру, а также о месте первоначальных иноческих подвигов сведений не сохранилось. Монашеский постриг он принял в ранней молодости и, очевидно, большую часть своей подвижнической жизни провел в Жабынской Введенской пустыни. Пустынь была основана старцем Онуфрием в 1585 году, в пяти верстах от г. Белева Тульской губернии, при впадении речки Жабынки в Оку. Существует мнение, что старец Онуфрий и преподобный Макарий - одно и то же лицо: Онуфрий - имя преподобного Макария до принятия схимы. В начале XVII столетия г. Белев и его окрестности неоднократно подвергались разорению от поляков, вторгшихся тогда в пределы России. В 1615 году Жабынская пустынь была разрушена войском пана Лисовского - на ее месте остались развалины.

 

Своим вторым рождением пустынь обязана преподобному Макарию, который после ухода захватчиков вернулся на пепелище родной обители и принялся за ее восстановление. Прежде всего он построил церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Как гласит синодик Жабынской пустыни, преподобный Макарий «... монастырь возгради, братию собра...», то есть после восстановления обители стал первым ее игуменом.

 

Для братии преподобный Макарий был не только мудрым наставником, но и любимым аввою, который назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни. Об аскетических подвигах преподобного Макария в синодике говорится: «... в терпении иночески плотию стражда, мраз, зной во алчбе и жажде претерпе...». Описатель жития святого, желая отметить высоту духовного совершенства угодника Божия, говорит, что преподобный Макарий «врага человекоубийцу-диавола под нозе свои покори». Силу веры преподобного Макария и степень его любви к ближним показывает следующий случай из жизни святого. Однажды преподобный по обычаю ушел в лес для уединенной молитвы. Там он неожиданно увидел умиравшего от жажды польского воина, который, очевидно, отстал от своего отряда и заблудился. Только одно слово мог прошептать ослабевший от долгих блужданий человек: «Пить!» Памятуя заповедь Господа (Мф. 5, 44), преподобный Макарий не колебался; уповая на милосердие Божие, он сотворил молитву и ударил посохом по земле. Забил источник воды, напоивший жаждущего. Позднее на месте источника были построены часовня и две купальни, в которых через омовение исцелялись больные.

 

Незадолго до своей блаженной кончины преподобный Макарий принял схиму и поселился в верховье Жабынки, где в пустынной тишине предался усиленным подвигам поста и молитвы. 22 января 1623 года (по другим источникам, в 1622 году) он мирно преставился ко Господу. Братия погребли честное тело святого наставника около церкви у входа в обитель. На могиле святого происходили многие исцеления.

 

Церковное почитание преподобного Макария установилось в конце XVII - нач. XVIII в. В 1764 году, при императрице Екатерине II, бедные монастыри, не владевшие землей, были упразднены, в их числе и Жабынская Введенская пустынь (соборный храм обители стал приходским). Из-за неблагоприятных для обители обстоятельств память о преподобном Макарии померкла и чествование его как всероссийского святого прекратилось. Но преподобный Макарий призрел свою обитель и спас ее от запустения. В 1776 году в Жабынскую пустынь, строения которой еще не были сломаны, пришли иноки сгоревшего Успенского Шаровского монастыря Калужской губернии. С того времени началось постепенное укрепление Жабынской обители.

 

В 1816 году при копании рвов для закладки новой каменной Никольской церкви на месте прежней, деревянной, были обнаружены нетленные мощи преподобного Макария и вновь опущены в землю под алтарь нового храма. Восстановление памяти святого было установлено указом Святейшего Синода 2 января 1888 года по ходатайству граждан города Белева, полтора столетия хранивших память о чудесах и подвигах преподобного Макария. 17 октября 1889 года была торжественно совершена закладка каменного храма во имя преподобного Макария Жабынского на месте прежней Никольской церкви, где находились мощи святого. Во время строительства храма игумен Иона (прежний настоятель монастыря, в то время проживавший на покое) и начальник строительных работ задумали открыть святые мощи. Преподобный Макарий явился им в сонном видении и воспретил это.

 

22 января 1902 года было совершено торжественное празднование памяти преподобного Макария Жабынского в Туле и Тульской губернии. Память преподобного Макария совершается также 22 сентября (все даты по старому стилю).

 

В «Иконописном подлиннике» XVIII века сохранилось описание внешности преподобного Макария: «...подобием сед, брада невелика, ризы монашеские и в схиме».

 

* * *

Ниже мы предлагаем Вам отрывки из работы одного из самых заслуженных пастырей нашей епархии, бывшего секретаря епархиального управления, кандидата богословия, митрофорного протоиерея Димитрия Кудаки. Отец Димитрий родился 1 апреля 1935 года, закончил Минскую духовную семинарию, Ленинградскую духовную академию. По теме «Преподобный Макарий Жабынский Белевский чудотворец и история его пустыни» он защитил кандидатскую диссертацию. Более четверти века он был бессменным настоятелем Спасского храма Тулы. Отец Димитрий был членом епархиального Совета, епархиального Собрания, принимал деятельное участие в работе епархиальной иконописной комиссии и комиссии по канонизации святых, был ответственным представителем епархии по связям с прессой и общественными организациями. Он умер 2 марта 1995 года, оставив по себе самую светлую и добрую память, итак - отрывки из работы отца Димитрия.

 

Житие и духовый облик преподобного

В ряду незабываемых для русского сердца святых, мучеников и преподобных стоит имя местопочитаемого святого, преподобного отца нашего Макария Жабынского, Белевского чудотворца.

 

В жизни святых, праведников и подвижников есть одно главное, всем им общее - их стремление к Богу. Но в то же время каждый из них следует этому стремлению своим собственным путем.

 

К числу таких подвижников и принадлежал преподобный Макарий, восстановитель обители Жабынской, затем ее первый игумен и, наконец, чудотворец.

 

Преподобный Макарий родился в царствование Иоанна Грозного, в 1539 году. Имя преподобного Макария известно как имя подвижника Жабынской пустыни. О житии его до монашества, а также где и когда было положено начало иноческим подвигам преподобного - определенных известий не сохранилось [1]. Во всяком случае, в Жабынской обители преподобный Макарий провел большую часть своей подвижнической жизни. Предание говорит, что «он еще в ранней молодости, оставив многомятежный, во аде лежащий, мир и вся яже в мире, склонился под благое и легкое иго Христово. Приняв ангельский образ жития постнического и быв удостоен священного сана, он не только сам неленостно и вседушно поработал Господу, но соделался отцом и наставником многих».

 

Труды преподобного Макария на пользу церкви и заслуги его пред местным краем, по данным второго синодика пустыни, сводятся к восстановлению Жабынского монастыря. В синодике прямо сказано, что преподобный Макарий «монастырь возгради, братию собра». Восстановив монастырь, он «собрал в него братию», для которой был не только мудрым наставником, но и любимым аввой, делая - учил и назидал не столько словом, сколько примером своей терпеливой, истинно подвижнической жизни.

 

Об аскетических подвигах преподобного Макария, имевших целью его личное духовное усовершенствование, слова синодика говорят, что он «в терпении иночески плотию стражда, мраз, зной во алчбе и жажде претерпе» и в таком «терпении своем поживе лета довольна». Пример его жизни назидал и воодушевлял братию обители, без сомнения, гораздо больше, чем словесные поучения. Поистине, блажен тот, по словам Священного Писания, «иже сотворит» сам первый, а потом «и научит» слушающих (Мф. 5, 19).

 

Вполне благоустроив монастырь, Угодник Божий удалился в чащу лесных дебрей, окружавших обитель, на колодец Жабынец, и там в тишине пустынной, один с Единым Богом, предался усиленным подвигам поста и молитвы в высшем иноческом чине схимника.

 

Проводя свою жизнь «со Христом в Боге», преподобный Макарий достиг высочайшего дарования - «врага человекоубийцу - диавола под нозе свои покори», - говорит описатель его жития, желая отметить степень духовного совершенства Угодника Божия.

 

Но вот приблизился час его отшествия ко Господу. Это совершилось в четверг 22 января 1623 года, в день памяти святого апостола Тимофея.

 

Кончина его была особенно трогательна тем, что последовала «в ноши в Куроглашение» [2]. Это свидетельствует о том, что вся жизнь преподобного отца Макария была бдительным ожиданием этого часа. Во время молитвы мирно предав душу свою в руки Господа, он этим самым безмолвно преподал последнее наставление окружавшей смертный одрго братии.

 

Скончался преподобный Макарий на 84 году своей жизни. Ученики его с молитвенными слезами похоронили честное тело отца своего в «созданном им монастыре близ своея ему церкви».

 

Судя по сугубо кратким историческим данным о его жизни, можно заключить, что он был не только молитвенником, но и тружеником, который много потрудился по восстановлению обители Жабынской.

 

Жизненный путь преподобного Макария был живой проповедью Царствия Христова. Путем неотразимого примера своей жизни он был живым доказательством этого Царствия, «уже существующего, уже пришедшего». Он не только звал к свету и обновлению духовному, он сам был «светильник горящий и светящий».

 

По преданию, как замечает Андрей Фирсов, святые мощи преподобного Макария Жабынского первоначально почивали открыто, но по неведомым для нас судьбам Божиим, вследствие разных неблагоприятных обстоятельств, они были положены под спуд [3].

 

Из челобитной игумена Тихона к императору Петру I видно, что в 1721 году они уже были под спудом [4]. Известно также, что при копании рвов для бута строящейся Никольской церкви в 1816 году были найдены нетленными мощи преподобного Макария и вновь опущены в землю [5].

 

Прославление преподобного Макария, как было уже сказано выше, началось «между половиной XVII и началом XVIII столетия». Возможно, как предполагает прот. А. Иванов, что в начале XVIII столетия, в период досинодальный, на основании тех чудес, которые совершались от мощей преподобного Макария, само собой установилось местное чествование преподобного угодника Божия, о чем в свое время было сообщено в центральное управление [6].

 

Написание икон преподного Макария

Сравнительно древних по времени изображений преподобного Макария до наших дней не сохранилось, но о существовании таковых имеются сведения.

 

Образ преподобного Макария с половины XVII столетия до пятидесятых годов - XIX столетия находился в бывшем Козельском женском Вознесенском монастыре на четырехгранном столпе, поддерживающем своды трапезы, где преподобный Макарий был изображен стоящим со свитком в руках. Такое же изображение находилось на гробнице преподобного Макария.

 

В записи «вкладной книги», заведенной в 1708 году отцом Тихоном, сообщается, что окольничим Никитой Ивановичем Акинфиевым был пожертвован «образ преподобного Макария Белевского чудотворца в окладе серебряном, в киоте, писанном красками, на створах - образы архангелов Михаила и Гавриила» [7]. Впоследствии эта икона исчезла (вероятно, была похищена). Но киот остался целым и после обновления с вставленной в него иконой преподобных Сергия Радонежского, Тихона Калужского и Макария Жабынского чудотворца помещался в братской трапезе над входом, ведущим в Трехсвятительский придел Знаменского храма».

 

 Вид Знаменской церкви и трапезной
 

В 1886 году по инициативе некоего И.П. Бескова был открыт сбор для написания иконы преподобного Макария. На собранные деньги в сумме 700 рублей и была написана во Владимирской губернии икона преподобного Угодника Божия, освящена в том же году в июне и поставлена в Введенском храме Спасо-Преображенского монастыря гор. Белева [8].

 

Затем Белевская городская дума, получив от благочинного священника М. Бурцева сообщение о разрешении Святейшим Синодом от 2 января 1888 года чествовать память преподобного Макария Жабынского и Белевского чудотворца, 20 января того же года (1888) собралась на экстренное заседание и постановила пожертвовать 500 рублей на изготовление иконы преподобного подвижника с киотом с тем, чтобы поставить ее в белевском Афанасие-Кирилловском соборном храме [9].

 

Других свидетельств о древнем написании икон преподобного Макария не сохранилось. Но на основании и этих кратких сообщений можно определенно сказать, что память нашего подвижника благочестия свято чтилась не только в восстановленной им обители, но и далеко за пределами ее.

 

Введенская Макарьевская пустынь

Огражденная каменной стеной, с башенками по углам и святыми вратами с восточной стороны, небольшая обитель имела мирный и какой-то особенно уютный вид. Купола четырех монастырских храмов, шпиль невысокой, стоящей посреди обители колокольни, здания трапезной, келий и гостиниц как бы утопали в зелени фруктового, со старинной липовой аллеей сада, который занимал северную половину монастыря. Множество пушистых лиственниц, вечнозеленых сосен и елей, насажденных повсюду внутри и вне монастырской ограды, а также молодые, вновь разводимые кедры и туи дополняли живописную картину, оживляя ее резким контрастом темно-зеленой хвои со светлеющей листвою других пород [10].  

 

Жабынская пустынь
 

Обилие воды, чистой, холодной, прозрачной, как кристалл, поражало паломника в этой обители. Против святых ворот, у Макариевского собора, в крытой часовне беспрерывно бил фонтан. По другую сторону того же собора - другой фонтан, с устроенной около него колодой для водопоя. Посреди монастыря у цветника, разбитого в виде креста, устроена была открытая беседка, в которой также была вода из креста, установленного среди круглого большого резервуара. В саду, кроме этого, вырыты были две небольшие сажелки для рыбы, которые постоянно через подземные трубы пополнялись водой. И все это из одного святого источника - небольшого ключа, бьющего на возвышенности к северо-востоку от Макариевского собора, получившего свое начало, как гласит предание, по молитве преподобного Макария - восстановителя этой обители [11].

 

Мимо обители проходила большая дорога, называвшаяся в старину Московской, из Мценска-Белева через Лихвин и Калугу. Параллельно этой дороге, выше ее и пустыни, вдоль берега реки Оки, тянулся сосновый бор - остаток древней засеки, прикрывавшей в XVI-XVI I столетиях белевскую окрестность от опустошительных набегов крымских татар и польских «ляхов», Небольшой, отдельный участок соснового леса, находившийся по левую сторону дороги, против северо-западного угла обители, принадлежал монастырю и назывался присадной рощей. Роща эта истреблена частью бурями, частью на ремонт монастырских зданий, а уцелевшие пощажены временем и людьми [12].

 

Против юго-восточного угла монастырской ограды и до половины передней (восточной), обращенной к дороге, находилось небольшое селение, состоящее из семи дворов, из которых два постоялых и один скотный принадлежали монастырю, а остальные четыре - священно-церковнослужителям.

 

С западной стороны монастыря разводились монастырские огороды и конопляники.

 

По углам передней (восточной) стены красовались два большие двухэтажные здания: монастырская гостиница и церковь при архиерейском доме, напротив которого стояла невысокая колокольня со святыми под нею воротами. К востоку от монастырской стены в 1895 году был выстроен новый храм во имя преподобного Макария.

  

 Новый храм во имя преподобного Макария Жабынского

 

Сзади храма, на возвышенности, у опушки леса, находилась над колодцем Жабынцем деревянная часовня с двумя купальнями: мужской и женской.

 

 

Часовня над кладезем Жабынцем
 

Налево от входа в калитку стояла Знаменская церковь с пристроенным к ней в 1857 году зданием братской трапезной. Рядом с последней находился двухэтажный корпус с братскими кельями, а в углу двора - флигель, в котором также помещались кельи. Недалеко от флигеля располагались хозяйственные постройки [13] .

К северу, за архиерейским домом, в конце монастырского двора, величественно возвышался пятиглавый соборный Введенский храм.

Деревень, состоящих приходом к монастырской церкви, не было видно из монастыря, так как все они находились за лесом и на противоположном берегу реки Оки [14] .

Из этого кратного обзора обители и ее окрестностей видно, что местоположение Жабынской пустыни было пустынным и живописным, вполне соответствующим условиям общежительной обители. При обстоятельствах более благоприятных она, несомненно, привлекала внимание любителей иноческой жизни.

Пустынь была основана в 1585 году в царствование Федора Иоанновича по жалованной им грамоте, данной некоему благочестивому старцу Онуфрию, за скрепкою белевских писцов Никиты Григорьевича Ржевского с «товарищи». В этой грамоте сообщается, что «государевы царевы и великого князя белевских дворцовых сел писцы Никита Григорьевич Ржевский с товарищами, дали старцу Анофрию Хабынское городище под монастырь в Карманьи, а стоит то городище на дворцовой земли, да к тому же городищу придали пашни в деревни Кузнецовой, да в деревни Упашинской, да Волошковой, да в деревни Селиховской, которая земля у них осталася за мерою: три десятины в поле, а в дву потому ж; да лугу против села Сныхова в болоте лужок церковный, села Сныхова же полторы десятины, сена ставится пятьдесят копен. Да ему же дан бор на свечи и на ладан, а черный ему лес сечи на монастырское строение и на дрова про монастырский обиход, а не на продажу; деревни Кузнецове, да деревни Пашонския, да деревни Селиховския со крестьяны вместе. А старцу Анофрию на том городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятыя Богородицы и монастырь строить. К сей выписи Никита Григорьевич Ржевский печать свою приложил и приписал Михаила Степанова» [15].

Сейчас в Жабыни - действующий мужской монастырь, жизнь которого за последнее время все более оживляется. Закончилось строительство братского корпуса, отреставрирован изнутри Макариевский храм.

Возрождается святая обитель.

Примечания

  1. Сахаров И.П. Фонд № 147, дело№ 6, опись № 1, лист 19. (обратно к тексту)
  2. Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века под ред. Г Д. Филимонова. М., 1879-74, стр. 26. (обратно к тексту)
  3. Фирсов А. «Т.Е.В.» 1898, № 88, гл. VI. (обратно к тексту)
  4. См. соч. гл. II, стр. 26. (обратно к тексту)
  5. Кавелин Леонид, архим. «Т.Е.В.» №11, стр. 30. (обратно к тексту)
  6. Иванов А., прот. «Записка», стр. 30. (обратно к тексту)
  7. Кавелин Леонид, архим. «Т.Е.В.» 1865, № 14, стр. 42, (обратно к тексту)
  8. Фирсов А.И. Указ, ст., «Т.Е.В.» 1898, № 87, гл. IV. (обратно к тексту)
  9. Фирсов А.И. Указ, ст., «Т.Е.В.» 1898, № 87, гл. IV. (обратно к тексту)
  10. Шарапов К. Исторический очерк Белевской Введенской Макариевской пустыни. Тула, 1908, стр. 1. (обратно к тексту)
  11. Фирсов Андрей. Белевская Жабынская пустынь. «Тульские Губернские Ведомости». 1898, №86, гл. 11. (обратно к тексту)
  12. Шарапов К. Указ, соч., стр. 2. (обратно к тексту)
  13. Фирсов Андрей. В обители преподобного Макария. «Исторический вестник». Спб., 1896, № 10, стр. 202-204. (обратно к тексту)
  14. Кавелин Леонид, архим. Белевская Жабынская Введенская пустынь. «Тульские Епархиальные Ведомости». 1865, № 11, стр. 478. (обратно к тексту)
  15. Сахаров И.П. Фонд 147, дело № 4, опись 1, лист 12. Мартынов П.М. Жабынская Введенская пустынь. «Тульские Губернские Ведомости». 1872, № 81, оф. ч. стр. 1424. (обратно к тексту)