Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Посетите

Седмица
Тульская и Белевская епархия
Тульский Епархиальный Форум

Счетчики


Священномученик Никита (Прибытков) Печать E-mail

Епископ Никита (в миру Прибытков Николай Григорьевич) родился на Алтае в селе Елбанки Бийского района (уезда) 6 декабря 1859 года. После окончания Духовной семинарии – он священник на Алтае. В 1918 году (по всей видимости) после семейной трагедии принял постриг с именем Никита. С января 1924 года до ареста в 1927 году – епископ Кузнецкий, затем Рубцовский, затем Бийский, викарий Алтайской епархии. В 1932 году осужден по статье 58 п. 10, 11 к 5 годам лишения свободы. В 1934 году досрочно освобожден и назначен епископом Мамалыжским. С 22 мая 1935 г. назначается епископом Белевским, викарием Тульской епархии [1].

 

Еще, будучи священником, будущий епископ Никита ревностно заботился о соблюдении Устава Церкви, был усердным проповедником Слова Божия, истово и благоговейно совершал богослужения, пользовался уважением и любовью прихожан.

 

Приняв постриг в пожилом возрасте, он быстро постиг особенности монашеской жизни, и это помогло епископу Никите быстро завоевать любовь Белевской паствы. В 1922 году при бывшем Спасо-Преображенском монастыре г. Белева была создана Православная церковная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне.

 

 

Епископ Игнатий Садковский и его брат иеромонах Георгий Садковский были организаторами и духовными наставниками общины. Их полные лишений, гонений и монашеского самоотречения жизни долгие годы являлись примером для всех православных г. Белева и прилегающих окрестностей.

 

Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община все эти годы продолжала существовать, объединяя сотни людей. Община претерпела ряд изменений. Вначале она существовала при Спасо-Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановский (Богородицерождественской) церкви, а в середине 30-х годов. Когда епископ Никита прибыл в Белев – при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) церкви. Все эти годы прихожане были объединены одной целью: жизнью в Боге и по заповедям Божиим. Все эти годы община, затем подпольные монастыри подвергались гонениям. Как было указано выше, создатель и добрый архипастырь подпольных монастырей епископ Игнатий подвергался арестам четыре раза. Два раза отбывал сроки в исправительно-трудовых лагерях на севере. Но даже без него община продолжала существовать. В 1931 году был арестован преданный последователь еп. Игнатия архимандрит Игнатий (Жуков) и 28 священников и монахов. Все они по приговору получили сроки от 3 до 5 лет [2]. Но подпольные монастыри продолжали жить. Ведь корни Православия на Белевской земле были так глубоки, что небывалые жесточайшие репрессии не могли запугать верующих людей. 77-летний старец епископ Никита, несмотря на преклонные годы, сумел стать достойным продолжателем начатого епископом Игнатием дела. На вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина при последнем аресте «Службы при Казацкой церкви проводились ежедневно?» – епископ Никита ответил: «Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых монастырях».

 

В начале 30-х годов в России начались тотальные небывалые по своей жестокости гонения на Русскую Православную Церковь. Духовенство объявлялось «политическим противником ВКП (б)», выполняющим задания по мобилизации всех реакционных и малограмотных элементов для контрнаступления на мероприятия Советской власти и компартии [3].

 

Началось массовое закрытие храмов. С 1 октября 1929 по 1 марта 1930 г. в тульской епархии были закрыты 219 церквей. В Туле были разрушены прекрасные Казанский собор, Сретенская, Крестовоздвиженская, Троицкая церкви. Следовали один за другим многочисленные аресты священнослужителей, свидетельствовавшие о непримиримом отношении Советских властей к Православию, об открытой антицерковной политике государства, а новая волна кровавых репрессий, прокатившаяся по стране в 30-е предвоенные годы, поставила под сомнение дальнейшее легальное существование Церкви. 3 февраля 1930 г епископ Белевский Игнатий (Садковский) особым совещанием при коллегии ОГПУ был осужден по статье 58- 10 УК РСФСР и заключен на 3 года в ИТ – лагерь. Он погиб в заключении 9 февраля 1938 года (по старому стилю). 20 ноября 1933 года арестован и 13 февраля 1934 года осужден на 5 лет лагерей епископ Тульский Флавиан (Сорокин). В лагере он погиб, даже в 2000 году Центральный аппарат ФСБ не смог ничего сообщить о его судьбе. Епископ Тульский Онисим (Пылаев) арестован 18 декабря 1935 года и осужден на 5 лет лагерей, где был дополнительно осужден и расстрелян 27 февраля 1937 года. В 1937 году был расстрелян и епископ Тульский Борис (Шипулин). В 1937 году арестован епископ Тульский Аполос (Ржаницын), и судьба его неизвестна. В конце 1937 года наступила очередь епископа Белевского Никиты (Прибыткова). 18 ноября 1937 года арестовали 51 человека из духовенства и монашествующих по обвинению в контрреволюционной деятельности и создании подпольных монастырей. В этот раз епископ Никита не был арестован только в связи с тяжелой болезнью. Все арестованные были приговорены 2 декабря 1937 года к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 10 декабря в Тесницком лесу под Тулой. Из 51 расстрелянных 39 были женщины – монахини и послушницы. Среди расстрелянных был настоятель мужского подпольного монастыря иеромонах Сафроний (Сорокин Сергей Сергеевич) [4].

 

СПИСОК РАССТРЕЛЯННЫХ.

Литвинов Иван Федорович
Паницкий Константин Васильевич
Паницкая Зинаида Николаевна
Фочкина Татьяна Дмитриевна
Передкова Татьяна Ивановна
Нарциссов Андрей Васильевич – священник
Мелодьева Александра Евлогиевна
Замятин Василий Петрович
Трубникова Наталья Анисимовна
Щеглов Михаил Семенович – священник
Ильинский Владимир Иванович
Теленов Иван Иванович
Свеженцева Васса Ивановна
Грибова Мария Тимофеевна
Ратахина Стефанида Афанасьевна
Новикова Анастасия Михайловна
Чернопятова Елена Селиверстовна
Кладова Мария Ивановна
Кладова Дарья Ивановна
Ярошенко Анастасия Григорьевна
Токарева Наталья Михайловна
Комарова Надежда Васильевна
Бакулина Анна Селиверстовна
Горяинова Анна Петровна
Цубаников Михаил Кондратьевич
Филатова Анна Ивановна
Белова Дарья Герасимовна
Мальцева Евгения Ивановна
Терехова Ксения Тимофеевна
Медведская Елизавета Кононовна
Сорокина Татьяна Ильинична
Чернова Мария Васильевна
Сапрыкина Анисия Никитична
Кутепова Людмила Петровна
Архипова Александра Васильевна
Мальцева Аграфена Стефановна
Шаталова Наталья Гавриловна
Митусова Александра Петровна
Ефремова Наталья Алексеевна
Кобзева Екатерина Павловна
Федина Дарья Платоновна
Ефремова Лукерья Антоновна
Чернова Прасковья Васильевна
Грибов Сергей Тимофеевич
Сорокин Сергей Сергеевич – иеромонах, настоятель мужского монастыря
Фокина Христина Корнеевна
Косоруков Иван Александрович
Иванов Гордей Максимович
Горностаева Прасковья Яковлевна
Чурилова Елена Григорьевна
Озеренская Надежда Дмитриевна
[4].

 

Епископ Никита Прибытков был арестован 16 декабря 1937 года. Вместе с ним были арестованы еще 19 человек [5].Их разыскивали, так как они пытались скрыться в деревнях, пытались обосноваться в г. Скопине у епископа Игнатия (после отбытия заключения он некоторое время был епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии).

 

Епископу Никите было предъявлено обвинение в том, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне (за 4 года до начала войны он чувствовал ее приближение – авт.) и гибели существующего строя (здесь епископ опередил события более чем на полстолетия, но все же был прав – авт.). Из 20 арестованных только один человек был светским – это врач терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании этой группы. Все они были люди далеко не молодые. Епископу Никите в то время было 78 лет!

 

В деле указаны мирские имена подследственных, свое монашеское имя сообщает только схиархимандрит Исаакий (Бобриков Иван Николаевич) – старец Оптиной Пустыни и схимонахиня Августа (Зощук Лидия Васильевна), тоже имевшая отношение к Оптиной Пустыни – она была первым директором музея в скиту после закрытия монастыря; приняла постриг от старца Анатолия (младшего) перед самой его кончиной и жила потом в Белеве. Ее обвинили в том, что она была игуменьей подпольного монастыря.

 

В деле содержатся протоколы допросов «свидетелей» – нескольких крестьян, которые показали, что их действительно агитировали и что все арестованные занимались контрреволюционной деятельностью. Из двадцати человек пятеро (только пятеро!) не выдержали допросов и подписали протоколы, подтверждающие их контрреволюционную деятельность.

 

Из материалов расследования 1957 года, проведенного по заявлению сына доктора Субботина, стало известно, какими методами были добыты показания. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали, не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года. Арестованные были переведены в Тулу. 30 декабря 1937 года «тройка» вынесла приговор: расстрел. Дата мученической кончины арестованных в Белеве епископа Никиты, монашествующих, священнослужителей и мирян 3 января 1938 года. Их расстреляли и похоронили в Тесницком лесу на 162-м километре шоссе Москва-Симферополь. Приведем мартиролог арестованных в Белеве вместе с Владыкой Никитой 16 декабря 1937 года:


Схиархимандрит Исаакий (Бобриков Иван Николаевич) - старец Оптиной пустыни, 1865 года рождения, уроженец деревни Остров Мало - Архангельского района орловской области. До ареста жил в г. Белеве, ул. Пролетарская, 16.

 

Священник Тимофеев Александр Иванович, 1870 года рождения, уроженец села Жуково Белевского района, где жил и служил.

 

Священник Преображенский Михаил Николаевич, 1873 года рождения, уроженец села Новгородское Богородицкого района Тульской обл. До ареста жил в г. Белеве, ул. Советская, 88.

 

Священник Георгиевский Иван Васильевич, 1884 г.р., уроженец г. Спас-Деменск Смоленской области, до ареста работал упаковщиком в Промкомбинате г. Белева. Жил на ул. Упорной, 26.

 

Священник Руднев Николай Сергеевич, 1892 г.р., уроженец села Даленино Заокского района Тульской обл. До ареста работал бухгалтером в Белевской артели инвалидов. Проживал: ул. Музейная, 3.

 

Монах Вадим (Антонов Георгий Федорович), 1892 г.р. Уроженец дер. Красный Ключ Белевского района, до ареста проживал в Белеве, ул. Софьи Перовской, 5.

 

Послушник Ларин Григорий Алексеевич, 1886 г.р. Уроженец деревни Загудаевка Ульяновского района Средне-Волжского края. До ареста работал слесарем в Белевском промкомбинате, жил на ул. Упорной, 42.

 

Схимонахиня Августа (Зощук Лидия Васильевна), 1871 г.р., уроженка г. С.-Петербурга, происходила из семьи дворян. До ареста проживала в г. Белеве, ул. Архивная, 5.

 

Монахиня Рахиль (Жилина Матрена Александровна), 1879 г.р., уроженка дер. Башкатово Мценского района Орловский обл. До ареста жила в Белеве. ул. Ершовская, 20.

 

Монахиня Анфиса (Сысоева Александра Матвеевна), 1868 г.р., уроженка села Ивановское Арсеньевского района Тульской обл. Проживала в г. Белеве, Лебедевская, 8.

 

Монахиня Севастиана (Тарасова Мария Гавриловна), 1877 г.р., уроженка с. Казанское Ливенского уезда Курской обл., прож. в г. Белеве, Союзная, 14.

 

Монахиня Аркадия (Проселкова Агриппина Матвеевна), 1870 г.р., уроженка дер. Костомарово Щекинского района Тульской обл. Прож. г. Белев, Берестовая, 7.

 

Монахиня Макария (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна), 1867 г.р., уроженка с. Теляжье Орловской обл. Работала артели «Красный производственник», проживала: г. Белев, Октябрьская, 8.

 

Послушница Локтионова Мария Максимовна, 1884 г.р., уроженка села Гнездилово Курской обл. Проживала: г. Белев, Ленинская, 56.

 

Послушница Проселкова Ольга Матвеевна 1870 г.р., уроженка села Костомарово Щекинского района Тульской обл. Работала в артели «Красный производственник» швеей. Проживала: г. Белев, Пионерская, 5.

 

Послушница Пятибратова Христина Яковлевна 1889 г.р., уроженка Полтавской обл. Проживала: г. Белев, Упорная, 42.

 

Послушник Пятибратов Даниил Яковлевич, 1884 г.р., уроженец деревни Твердохлебовка Харьковской обл. Работал сторожем в Белевской МТС.

 

Субботин Борис Алексеевич, 1874 г.р., уроженец Белева, судебно-медицинский эксперт Белевского и Арсеньевского районов, врач. Проживал: г. Белев, ул. Ленина, 45.

 

Послушница Лесина Аграфена Ивановна, 1897 г.р. Уроженка села Беляево Белевского района, до ареста работала швеей в артели «Красный производственник». Проживала по месту рождения.

 

Все эти люди приняли мученическую кончину.

 

С гибелью епископа Никиты Прибыткова, с гибелью многих архиереев Тульской епархии, с гибелью многих тысяч архипастырей и священнослужителей Русской Православной Церкви многое потеряло наше Отечество. К епископу Никите в полной мере относятся слова Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: «Мы в его лице прощаемся с тем поколением, которое жило до нас, которое переносило и скорби, и страдания, и насмешки от тех, кто желал бы, чтобы Церковь Святая прекратила существование на нашей земле… Мы искренне благодарим его за те труды, за те подвиги, которыми подвизался он на ниве Христовой, с верой, что Господь вознаградит его за каждое доброе дело, которое он совершил на своей жизненной тропе. Мы верим, что Господь, избравший его для служения Церкви, зная его глубокую веру, его любовь и смирение, вознаградит его как верного раба своего и служителя, вознаградит его вечной жизнью в селениях праведных» [6].Имена священномучеников Белевский: Епископа Игнатия (Садковского), епископа Никиты (Прибыткова), преподобномученицы Августы (Зощук) Оптинской и преподобномученика Исаакия (Бобрикова) Оптинского старца внесены в хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1917-1997 гг.) как почитаемые в народе подвижники веры и благочестия.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Цыпин В. прот., История Русской Церкви в 9 книгах. М., 1997, кн. 9, с. 752.
  2. УФСБ по Тульской обл., дело №3153.
  3. Цыпин В. прот. История Русской Церкви в 9 книгах. М, 1997, кн. 9, стр. 187.
  4. УФСБ по Тульской обл., дело № 9559.
  5. Там же, дело № 9953.
  6. ЖМП, М.,1993, №6, стр. 112.
  7. Цыпин В. прот. История Русской Церкви в 9 книгах. М., 1997 , кн. 9, с.698.

http://www.orthodox-tula.ru/Newpain.html