Кто на сайте

Посетите

Седмица
Тульская и Белевская епархия
Тульский Епархиальный Форум

Счетчики


Львовская площадь аплодировала словам Шевчука о том, что украинцы и русские - братья Печать E-mail

 Диакон Андрей Кураев в блиц-интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Елене Жосул прямо из московского аэропорта перед вылетом в Харьков под гул самолетных турбин поделился впечатлениями от своего участия во всеукраинском музыкальном туре в честь 1020-летия Крещения Руси.

- Отец Андрей, участники Вашего музыкально-миссионерского тура уже оставили позади более 15 городов Украины. Ваши основные впечатления?

- Действительно, уже позади вся Западная Украина с очень теплым приемом. Неожиданностью было то, что здесь нас приняли очень хорошо. Наблюдалось удивительное противоречие и расхождение между настроениями масс-медиа и людей. С одной стороны, насколько злые организовывались здесь пресс-конференции, насколько подлые задавались вопросы и публиковались комментарии... Непревзойденный перл, конечно, это "фишка" одной из ивано-франковских телекомпаний, заявившей, что "Шевчук и Кураев - это геополитический проект Кремля и едут сюда вместо русских танков, чтобы отнять нашу землю". Так вот, с одной стороны, придиристые комментарии в СМИ и Интернете до нашего приезда, а настроение площади оказалось совершенно другим. Когда мэр Ивано-Франковска запретил и наш концерт, и мою лекцию, вся тысячная толпа ивано-франковских зрителей поехала на наш концерт в соседний город. И всюду, где мы бывали, нас приветствовали. Юрий Шевчук говорит о том, что мы, украинцы и русские, братья, мы должны быть вместе, а львовская площадь аплодирует. Нигде я не слышал, чтобы кто-то где-то во время моей проповеди закричал бы что-то на тему "геть московских попiв". В том же Львове после проповеди молодые ребята подарили мне розы. На следующий день на местной улице группа студентов меня останавливает: "Вы знаете, нам непонятно, почему считается, что если мы львовчане, мы должны быть русофобами? Это совсем не так".

Надо сказать, что вообще наш музыкальный тур по своему духу в некотором смысле - это ответ, спровоцированный репликой некоторых представителей украинской интеллигенции, в свое время объявивших русский язык языком попсы и криминала (в 2004 году 12 украинских писателей в коллективном письме в поддержку кандидата в президенты Виктора Ющенко назвали русский "языком попсы и блатняка" - "ИФ"). Мы решили не спорить и не ругаться, а приехать и показать. Что Юрий Шевчук - это явно не попса, да и я, надеюсь, никак не ассоциируюсь с миром криминала.

- И как Вы объясните такое выразительное различие в реакциях чиновников, СМИ и простых украинцев в западной части страны?

- Вы знаете, к счастью, все-таки люди есть люди. Нормальные люди способны адекватно реагировать: если к ним с добром, то и они с добром. У них нет какой-то идеологической программы и вследствие этого - предвзятости. Может быть, если бы на какой-то другой проповеди или концерте этим же людям устроили пятиминутку ненависти, они бы охотно на эту пятиминутку отозвались. Но, поскольку мы устраивали нечто прямо противоположное, на доброе слово возникала нормальная ответная реакция. А что касается журналистов, многие из них просто считали себя бойцами невидимого фронта и выполняли некую собственную сверхзадачу. Что именно говорим мы, им было неважно.

- Надо полагать, украинский Восток принял вас более радушно?

- Должен признаться, что после очень теплого приема на западе Украины нас ожидал интересный контраст на востоке страны. Здесь было гораздо больше протестующих лиц, озлобленных глаз в толпе, на площадях. Во-первых, тут гораздо больше пьяных. Особенно страшно было в Днепропетровске, где просто вся площадь была сплошь окольцована пивными палатками. С другой стороны, именно здесь в числе зрителей на концертах встречаются настоящие сатанисты и язычники. К примеру, эпизод, произошедший, кажется, уже на выезде из Западной Украины, в Виннице. Когда в конце концерта ведущий и продюсер одного из главных музыкальных телеканалов страны "Enter" Юрий Молчанов говорил добрые слова о князе Владимире и Крещении Руси, какой-то бритоголовый скинхед повернулся лицом к толпе, спиной к сцене и показал неприличный жест, демонстративно подняв один палец к небу: дескать, вот туда я вас всех посылаю... И затем такие выходки встречались в каждом городе, причем, как ни странно, чем восточнее, тем чаще. Признаюсь, впрочем, что и я тоже стал немножко задирать язычников, касаться темы язычества в своих проповедях.

- Много народу приходит на ваши концерты?

- Я не умею считать людей в толпе, но очевидно то, что в каждом городе это не меньше десяти тысяч. Концерты в основном проходят на площадях, лишь единственный пока раз мы выступали на стадионе. Причем бывает настолько странно... Если в Днепропетровске мы выступали в окружении пивных палаток, то в Запорожье был парк, в котором даже запрещали курить в соответствии с только-только появившимся указом Ющенко о запрете курения в парках. И милиционеры хватали ребят, которые пробовали курить на рок-концерте.

- Что вам предстоит теперь?

- С Запада на Восток мы уже проехали, от крайней западной точки Украины - Ужгорода, до крайней восточной - Луганска. Теперь мы возвращаемся в центр - на очереди Харьков, Полтава, Сумы и Чернигов. А вот затем, после месячного перерыва в июне, мы пройдем Украину снова, но уже с юга на север. Через Крым, Одессу, Николаев и Херсон до Киева. Кстати, интересно, что пока нам, кроме Ивано-Франковска, отказал еще один город - Севастополь, чьи власти пока не подтвердили своего согласия на наш июльский концерт. Ну, это опять же зависит от степени политизированности муниципалитета. Напомню, что в Севастополе мэр не избирается демократическим путем, а назначается из Киева указом президента. Поэтому в последние два года севастопольская власть делает все от нее зависящее, чтобы порвать культурные связи с Россией. Аналогичным образом прошлым летом в Севастополе был запрещен концерт группы "Алиса", были сложности с организацией моих лекций. То есть ситуация там непростая.

Но Украиной наш музыкальный тур не ограничится. Его главной идеей было напомнить средствами народной дипломатии о наших единых истоках, общих корнях славянских народов. И поэтому в наш замысел входит продолжение тура по Молдавии, Белоруссии и России. Перерыв, который мы делаем перед продолжением украинской части, обусловлен, в частности, тем, что организаторы хотели бы потратить это время на подготовку послеукраинского продолжения. Пока все рокеры, включая "ДДТ", отказались от всех контрактов и приглашений и освободили все свое время вплоть до ноября. Нам хотелось бы в середине августа улететь на Чукотку и оттуда через всю страну потихоньку продвигаться к Москве, где завершить все 4 ноября, в главный национальный праздник России. Правда, пока еще никакие потенциальные российские спонсоры не отозвались на обращение патриарха, который, напомню, наш тур благословил. Так что, к сожалению, в настоящий момент наши планы под вопросом.

- Вы с самого начала намеревались развернуть тур еще и на Россию, Молдавию и Белоруссию, или эта идея пришла уже затем?

- Нет, она была изначально. Здесь произошла очень интересная вещь, потому что сама идея возникла скорее у рокеров. Заметьте, отмечаемая дата, 1020-летие, - как бы юбилейная. 20-летие у нас, в отличие от 25-летия, юбилеем обычно не считается. А здесь - 1020 лет, ну, это несопоставимо по сравнению с праздновавшимся в 1988 году 1000-летием. И вот киевские рокеры, молодежь, те, кто не успел отпраздновать в 1988-м, потому что еще не был в Церкви, захотели, чтобы этот праздник для них повторился. Свою идею они донесли до Киевского митрополита Владимира, тот передал ее патриарху Алексию. Святейший, насколько я понимаю, передал ее президенту Путину, а тот - Ющенко. И вот в итоге таким странным путем дело дошло до того, что на Украине была создана госкомиссия по празднованию этого юбилея. Мы, правда, с ней не сотрудничаем, потому что, во-первых, это комиссия государственная, а у нас общественный проект, а во-вторых, уж очень она экуменическая, там присутствуют всевозможные раскольники.

Но в то же время с некоторой горечью приходится разводить руками и говорить: почему же Украина празднует наш общий праздник, а мы считаем, что к нам это не имеет отношения? Напоминаю, что недавно по украинскому национальному телевидению прошел опрос, в ходе которого зрители определяли 100 выдающихся украинцев. И победителем был объявлен киевский князь Ярослав Мудрый. Странность этого выбора состоит в том, что едва ли в лексиконе князя Ярослава было слово "Украина", вряд ли он таковым себя считал. Тем не менее Украина имеет право считать его своим. И Россия не имеет права отказываться от киевского периода своей истории, от нашей общей крещальной купели.

А смысл нашего тура - в том, чтобы создать праздничную атмосферу по праздничному поводу. Мы не пытаемся создать громкое православие для людей, привыкших к тихому, домашнему, монастырскому православию. Мы просто показываем, что оно может быть громким, а значит, и молодежным. Что можно быть православным сейчас, и удостоверение прихожанина выдается не в Пенсионном фонде. С этим посылом нам хотелось бы обратиться и к российской молодежи.

- Сейчас, когда примерно половина тура уже осталась за спиной, можно ли сказать, что Вы не разочарованы в том, с чем в итоге пришлось столкнуться?

- Это чрезвычайно интересно. Кроме того, понимаете, для меня в данном случае важно видеть, каким образом меняется вся Церковь. Когда десять лет назад я впервые вышел на сцену рок-концерта, конечно, многие ничего не сказали, но пальчиком у виска покрутили. И в Интернете появилось много публикаций и пересудов о неадекватном поведении диакона Андрея Кураева. А сегодня мы уже действуем по благословению, и, более того, митрополиты сами выходят с проповедями на концерты. Год назад так сделал митрополит Владимир на репетиции нашего концерта в Киеве. В этом нашем туре митрополит Луцкий Нифонт проповедовал с рок-площадки, митрополит Днепропетровский Ириней, епископ Ивано-Франковский Пантелеимон. А во всех других городах епископы посылали своих представителей, священников для приветствия собравшимся на площади. И это означает, что в самой Церкви происходят определенные изменения. В одном из городов я вывел на сцену местного священника, но не для слова, а просто со сцены посмотреть на площадь. Мы тихонечко стали в углу, и я батюшке шепнул на ухо: "отче, это Ваша паства". Вы знаете, мне показалось, что он вздрогнул. Может быть, он впервые в жизни осознал, что его паства - это не только бабушки в его храме, но и весь город. Вот эта молодежь, кричащая, может быть, даже с банкой пива в руке. И эта перемена очень важна для самой Церкви - формирование такой пастырской, миссионерской озабоченности, которая, я надеюсь, проявит себя в том, что многие церковные деятели выйдут за рамки того занавеса, который отделяет приходскую жизнь от жизни городов, окружающих наши храмы. Это - одна из главных перемен, на которую я рассчитываю. И это происходит реально.

Наконец, есть еще один важный результат, который, несомненно, происходит в сознании молодых ребят-рокеров. Закрывается еще одна линия фронта. Они перестают считать Церковь своим врагом, потому что понимают, что это Церковь дарит им такой праздник. Что не надо считать себя обязанным воевать с христианством. Когда потом, уже после закрытия этой линии фронта, может быть, не вслед, но по другим мотивам этот парень захочет вспомнить о Боге, ему это будет сделать легче. Так что, думаю, последствия и сдвиги будут очень серьезными. Поэтому очень хотелось бы действительно выйти за рамки Украины и пройти по всем нашим просторам.

- Есть ли какой-то лозунг или девиз у вашего тура?

- Да, на Украине есть, и он звучит непереводимо на русский язык - "День крещения Киевской Руси - найперше свято Вітчизни!" Наипервейший праздник Родины. Но здесь именно вдвойне соединяется - что он первый и по истории, и по значимости. Если сказать по-русски "важнейший", "главнейший", какой-то оттенок исчезает. "Первый" тоже звучит не совсем правильно. Именно - "найперше свято Вітчизни".

- В свете этих свежих впечатлений как Вы расцениваете приглашение Виктором Ющенко Константинопольского патриарха Варфоломея посетить июльские торжества в честь 1020-летия?

- Я лишь с горечью могу пожать плечами и сказать: как же странно складывается судьба Украины, что в разные века, но вновь и вновь она оказывается перед тем же выбором: или с Россией, или же под Польшей и Турцией. Вот и здесь - в политическом и экономическом смысле Украина все больше становится окраиной Польши, а вот в церковном смысле дает себя знать почему-то эта странная мечта подчинить себя турецкому патриарху. В те времена, когда киевские митрополиты назначались в Константинополе, и сам Константинополь был православным центром православной империи, тогда зависеть от константинопольских патриархов было нормально, а сейчас это, мягко говоря, немножко странно.

 

Интерфакс-Религия

Комментарии
Добавить новый
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
:D:):(:0:shock:
:confused:8):lol::x:P
:oops::cry::evil::twisted::roll:
:wink::!::?::idea::arrow:
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."