Кто на сайте

Посетите

Седмица
Тульская и Белевская епархия
Тульский Епархиальный Форум

Счетчики


Речь преподавателя А.И.Чижова 09 октября 1980 года Печать E-mail

Актовая речь преподавателя А.И. ЧИЖОВА на годичном акте в Ленинградской Духовной Академии 9 октября 1980 года.

«...Русский народ мог победить, только преодолев в себе состояние разобщенности и духовной растерянности, а это состояние могло быть преодолено только умножением духовной силы. Поэтому именно Церковь, призванная к духовному окормлению людей, должна была положить и положила начало духовному возрождению Руси. ...Чтобы противостоять Орде, необходимо было «собрать Русь», объединить ее вокруг сильной власти великого князя, укрепить ее духовные, материальные и военные силы».

Любая война – трагедия, любое нападение – бедствие. Монголо-татарское нашествие было особой трагедией, особым бедствием, особым несчастьем... Недаром народ назвал это время «татарским игом». Духовная растерянность русского народа порождала смертельный ужас, тот страх и ужас, которые в противоположость вере, надежде и любви разделяли людей внутренне, изолировали их от внешнего мира, мешали их христианскому единению.

 

...Русский народ мог победить, только преодолев в себе состояние разобщенности и духовной растерянности, а это состояние могло быть преодолено только умножением духовной силы. Поэтому именно Церковь, призванная к духовному окормлению людей, должна была положить и положила начало духовному возрождению Руси. ...Чтобы противостоять Орде, необходимо было «собрать Русь», объединить ее вокруг сильной власти великого князя, укрепить ее духовные, материальные и военные силы.

 

И Церковь повела русский народ по трудному пути к победе. Этот путь был труден и для Церкви, ведь она тоже тяжко пострадала от нашествия татар: погибло много епископов, духовенство уничтожалось наравне с мирянами: «...ереи, черноризца до останка изсекоша... а храмы Божия разориша, и во святых олтарех много крове пролияше...» (цит.: Хрестоматия по древней русской литературе. М., 1973, с. 150). Разорялись храмы, опустошались монастыри, уничтожались богослужебные книги и иконы.

 

...Особую роль в деле постепенного укрепления Руси и Церкви сыграли ее митрополиты, которые воистину исполнили свое призвание быть «Божиими домостроителями» (Тит. 1, 7). Митрополит Киевский Кирилл был первым митрополитом, взявшим на себя бремя управления Церковью после нашествия татар. При митрополите Кирилле установились отношения Церкви с Ордой. Ханом Менгу-Темиром ему был выдан ярлык Церкви и духовенству, ограждавший веру, имущество Церкви и ее права от посягательств ханских чиновников... (Это положение неоднократно нарушалось, особенно во время вооруженных нападений татар.)

 

В 1261 году митрополит Кирилл учредил епископскую кафедру в Сарае – ордынской столице. О роли Сарайской епископии следует сказать особо. Во-первых, тысячи русских пленных и рабов, находившихся в Орде, стали получать духовное окормление. В таком окормлении нуждались все приезжавшие в Орду русские люди: великие князья, их приближенные, купцы, посольства. Во-вторых, постоянное пребывание епископов в Орде имело огромное дипломатическое значение. Они могли извещать митрополитов и великих князей обо всем происходившем в Орде, об отношении хана к князьям…

 

Преемник митрополита Кирилла митрополит Максим много ездил по Руси, посещал епархии, где наставлял и вразумлял духовенство и паству. Особо нужно отметить, что митрополит Максим официально перенес митрополичью кафедру (не меняя титула) из Киева в стольный град Владимирского великого княжества. Это значительно усилило великого князя и имело большое значение для будущего развития Москвы.

 

Святой митрополит Петр продолжал начатое его предшественниками дело улучшения и исправления церковной жизни. Сохранились его послания священникам и мирянам, в которых он наставлял священников и монахов в их пастырском служении и учил мирян исполнению ими христианских обязанностей. В борьбе между Тверским и Московским князьями за первенство святой Петр решительно стал на сторону князя Московского. Он даже перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, чем содействовал решению этой борьбы в пользу Москвы. Такой исход стал началом восхождения Москвы, началом становления великой Московской Руси. По благословению святого Петра князь Иван Калита строит первую в Москве каменную церковь Успения Божией Матери, в которой через 50 лет князь Димитрий Донской будет молиться перед выступлением на Куликовскую битву («Повести о Куликовской битве». М., «Наука», 1959, с. 230). В этой церкви святитель Петр по своему желанию был погребен, оставив, тем самым, своим преемникам косвенное завещание утвердить митрополичью кафедру в Москве.

 

Митрополит Феогност сразу же по прибытии из Константинополя поселился, по примеру святого Петра, в Москве и стал всячески поддерживать политику уже великого князя русского – Ивана Калиты. Митрополит Феогност заботился о политическом возвышении Москвы, содействовал ее украшению и усилению – теперь уже великокняжеской столицы. Он отвел от Церкви угрозу ежегодной дани, которую потребовал от него хан Джанибек в 1342 году. Митрополит подвергся жестоким мерам воздействия, но был тверд и сумел отстоять права Русской Церкви. Митрополит Феогност также много ездил по епархиям, устраивал епископский съезд и даже княжеский съезд по церковным вопросам (Е. Голубинский. История Русской Церкви. Т. II, 1-я половина. М., 1900, с. 163). Чрезвычайно важным и не имевшим прецедента деянием митрополита было избрание им своего преемника – митрополита Алексия, замечательного строителя Московской Руси, вдохновителя и воспитателя князя Димитрия Донского, друга Преподобного Сергия Радонежского, великого святого земли Русской.

 

Святитель Алексий в течение 12 лет был наместником митрополита Феогноста. Он хорошо знал все проблемы церковной и политической жизни. Это был удивительный человек, умный и сильный, очень образованный, имевший большой опыт как жизни иноческой, так и государственной. Неудивительно, что он сразу же по поставлении своем стал оказывать влияние сначала на князя Ивана Ивановича, а после его смерти стал официальным регентом государства при малолетнем князе Димитрии Иоанновиче, будущем Донском. Таким образом Святитель Алексий сочетал в себе фактически две власти: церковную и государственную. И ту и другую власть он направлял на развитие и укрепление единодержавия Москвы. Дальнейшая политика князя Димитрия показала, что усилия святого митрополита Алексия не пропали даром. Осуществляя свое политическое влияние, святой митрополит Алексий проводил идею централизованного государства – великого княжества Московского. Он стремился отражать все попытки захвата великокняжеского престола у Москвы. Митрополиту Алексию удалось отстранить всех соперников князя Московского Ивана Ивановича. Этому способствовали его личные посещения Орды и, в особенности, чудесное исцеление им Тайдулы – жены хана Джанибека. В Оружейной палате Московского Кремля сохранился саккос митрополита Алексия, подаренный ему Тайдулой. В этом саккосе святитель изображен на известной иконе инока-иконописца Дионисия, находящейся в Третьяковской галерее… Но главное – святой Алексий добился того, что Московский князь получил ярлык на великое княжение.

 

После смерти князя Ивана снова началась борьба за великокняжеский престол. Но и тогда святителю Алексию удалось добиться ярлыка на великое княжение князю Димитрию Иоанновичу. С 1362 года «началось наследственное сидение Московских князей на великокняжеском престоле» (Е. Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909, с. 198), который был перенесен из Владимира в Москву. Начала расти Великая Русь, но рост этот был трудным: в некоторых удельных княжествах всё еще продолжались усобицы между князьями. И здесь в роли примирителей князей друг с другом и с великим князем Московским выступал святой митрополит Алексий и назначенные им духовные лица... Большую роль в примирении этих князей сыграл Преподобный Сергий Радонежский, которого святитель Алексий послал в Нижний Новгород в качестве своего духовного представителя...

 

Под влиянием митрополита Алексия политическое укрепление Москвы соединялось с укреплением военным (по совету святителя князь Димитрий начал строить каменный Кремль в Москве). Москва становилась неприступной. Тверской летописец писал: «Князь велики Дмитрий Ивановичъ заложи град Москву камен и начата делати безпрестани. И всех князей русских привожаше под свою волю...» (цит. по: Д. С. Лихачев. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания. Премудрого. М. – Л., 1962, с. 143). Много сделал святитель и для укрепления духовных сил русского народа. Святитель Алексий строил новые монастыри и благоукрашал уже существовавшие.

 

Монастыри были центрами духовной жизни. Именно они являлись той школой, в которой крепли дух русских людей, их вера, росла их надежда, умножалась любовь. Влияние Преподобного Сергия и его монастыря было огромно. «Преподобный Сергий вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости, духовной крепости» (В. О. Ключевский. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. – В сб. «Очерки и речи», 1918, с. 205). Главной же заслугой Преподобного Сергия было то, что он, его братия и ученики укрепляли в людях веру в Христа Спасителя, Того, Кто сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Эта вера в победу Христа над миром, в победу Христа над злом, умножаясь в русских людях, укореняясь в них, рождала веру в свои собственные силы, веру в то, что, соблюдая Христовы заповеди, пребывая в Христовой любви (Ин. 15, 9), они получают от Господа силу для борьбы со злом… Святая Русская Православная Церковь в лице своих святых, в лице иерархов и клириков воспитала в русских людях способность до глубины души и сердца проникнуться великой заповедью Христовой: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Главная победа была одержана в сердцах людей, предстояло одержать еще одну победу – на ратном поле.

 

18 августа 1380 года князь Димитрий с братом князем Владимиром Серпуховским отправились в обитель к Преподобному Сергию, чтобы получить его благословение на битву. Преподобный Сергий окропил его святой водой, благословил и сказал: «Иди, господин, против поганых татар, призывая Бога, Господь Бог будет тебе Помощником и Заступником». И добавил тайно: «Победишь, господин, своих врагов, как подобает твоему государству».

 

…В эти юбилейные дни Святая Церковь возносит свои сугубые молитвы о упокоении всех вождей и воинов, жизнь свою на Куликовом поле брани за Отечество положивших. Мы возносим свои молитвы великим святым России: Святителям Московским Петру и Алексию, Преподобному Сергию Радонежскому и всем святым, подвигом и молитвами своими соделавшим великую славу Церкви и Отечеству нашему. Мы поклоняемся великим древним святыням – «оружию воинствования нашего... сильному Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10, 4). И мы молитвенно соединяемся, минуя земные века, с предками нашими, приобщаясь вместе с ними великой благодати покровительства Божия, таинственного Его присутствия в нас. Мы благодарим Бога за благоволение к Его Церкви, ибо только в Церкви и через Церковь мы воистину познаём смысл тех великих и победных слов, которые Господь сказал нам через Своего пророка: «...Будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя, ибо Я с тобою... чтобы избавлять тебя» (Иер. 1, 19).

 

Журнал Московской Патриархии 1980, №12, с.20.