Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей и 2 пользователей
  • rdenrobhy
  • reisenrinbook

Посетите

Седмица
Тульская и Белевская епархия
Тульский Епархиальный Форум

Счетчики


Донская икона Божией Матери Печать E-mail

Донская икона Божией Матери.

«...Древний Донской образ, пребывавший в русском войске на Куликовом поле, имеет две стороны: на одной изображена Божия Матерь с Младенцем Господом Иисусом Христом, на другой - Ее преславное Успение».

 

«Восхотевши оградит Русь Православную, Державная Покровительнице наша, многажды козни агарян и прочих иноплеменник разоряше, пределы страны нашел хранящи... Сего ради навыкоша людие издревле на всяко лето чествовати икону Твою...» (1, кондак 7)

 

    После опустошительного нашествия Батыя Русской земле, раздробленной на мелкие княжества, казалось, уже не сбросить пут векового ордынского гнета.

 

    Но жила вера в народе христианская, жило упование на Божественный Промысл, на заступничество Пресвятой Богородицы. Люди земли Русской видели в Божией Матери истинный образ мужества и кроткого терпения в скорбях. «Имуще Тя Первую Подвигоположницу, шествующую по стопам Владыки Христа, – поет Святая Русская Церковь в акафисте Пресвятой Богородице, – мужества исполняхуся Первосвятителие Московстии и подвижницы благочестия Российстии, беды и напасти претерпевающе, учаще люди духом Господеви работати, ибо сила Божия в немощи совершается» (1, икос 3).

 

    Неусыпными трудами великих мужей и угодников Божиих – Святителя Московского Алексия (+1378) и Преподобного Сергия, игумена Радонежского (+1392), духовно возрождалась русская нация, крепла Святая Русь.

 

В 1380 году пришла новая беда. Ордынский хан Мамай выступил против Руси с огромным войском. Благоверный великий князь Московский Димитрий Иоаннович «нача собирати воинства много и силу велию, соединяясь с великою любовию и со многим смирением со князи Русскими» (2, с. 266). Борьба с Мамаем приобретала теперь особое значение: нечестивый хан вознамерился не только опустошить Русь, но и «разорити святыя церкви и погубити наше христьаньство» (3, с. 144).

 

Готовясь к битве с Ордою, Димитрий Иоаннович «предпринимает всё не иначе как с молитвою и с благословением Церкви» (4, с. 17) и сам отправляется в обитель Живоначальной Троицы. Преподобный Сергий, великий печальник земли Русской, благословил князя и дружину на ратный подвиг: «Подобает ти, господине, пещись о врученном от Бога христоименитому стаду; пойди противу безбожныхъ и Богу помагающу ти победиши и здрав в свое отечьство с великыми похвалами възъврати-шись» (5, с. 125).

 

Согласно некоторым свидетельствам, в день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, среди русских дружин как святая хоругвь носима была икона Божией Матери (13, с. 152; 14, с. 175). Знамение благословения Царицы Небесной – святой образ укреплял князей и дружину в ратном деле.

«Видя икону Богоматере, на поле брани от Донских предел пришедшую, и, прияв от рук иноков послания Сергия Преподобного с напутием: «Да поможет ти Бог и Святая Богородица», возрадовася князь Димитрий, яко Сама Владычица грядет на супостаты, и, воспрянув духом, с надеждою поведе воины своя на тьмочисленныя полчища и победу одержа» (1, икос 4).

 

В ту же ночь благоверный князь Димитрий, став «на костех татарских», «велико благодарение принесе к Богу, давшему такову на поганых победу... и Ты, Пречистаа Богородица, помиловала еси милостию Своею нас, грешных раб Своих, и за весь род христианьскый умолила еси Безлетнаго Сына Своего» (6, с. 40-41).

 

В память победы, возвестившей начало освобождения Русских земель от векового рабства, и как знак благодарения Божией Матери были воздвигнуты величественные храмы, основаны монастыри, а чудотворная икона Пречистой Богородицы, осенявшая русское войско на поле Куликовом, стала именоваться Донской и почитаться защитницей Отечества нашего и покровительницей воинов.

 

Великий князь Димитрий, прозванный после победы Донским, принес святой образ Божией Матери в свою столицу – Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля, а затем – в храме Благовещения Пресвятой Богородицы.

 

Согласно другим свидетельствам, чудотворная икона была поставлена в Успенском соборе в Коломне. Здесь во время похода на Казань в 1552 году царь Иоанн Васильевич Грозный усердно молился перед Донским образом Божией Матери (7, с. 29; 8, с. 28; 9, с. 489). Неоднократно в последующие столетия являла Пречистая Богородица благодатную помощь Свою стране нашей и городу Москве через чудотворную Донскую икону.

 

В 1591 году совершилось избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Царь Феодор Иоаннович (как сообщает об этом Святейший Патриарх Московский и всея России Иов), памятуя, что прародителю его – благоверному князю Димитрию Иоанновичу Господь по молитве Пречистой Его Матери «на Дону изрядную победу на нечестиваго Мамая дарова» (10, с. 512), «вскоре воста, тече до тоя чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы, нарицаемыя Донския, и с теплыми слезами, несумненною верою молися ей, да явит и ему милость заступления своего и избавит от пленения христолюбивыя люди своя» (11, с. 3).

 

По повелению государя чтимая святыня – Донская икона Божией Матери поставлена была в походном храме во имя Преподобного Сергия в обозе (главном стане русского войска). Сражение произошло 4 июля, накануне праздника Обретения честных мощей Преподобного Сергия, а наутро вражеские войска неожиданно бежали.

 

Спустя год или несколько более в благодарность за чудесное избавление от врагов предстательством Пресвятой Богородицы на том месте, где стояла полотняная церковь во имя Преподобного Сергия с чудотворным Донским образом Пресвятой Богородицы, был воздвигнут каменный храм во имя Божией Матери и основан Донской монастырь. Во вновь созданном храме поставлен список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, «да незабвенны пребудут нам великие щедроты Бога нашего и Пречистыя Его Матере, Владычицы нашея, помощь и заступление» (10, с. 518). Тогда же установлено и ежегодное празднование 19 августа Донской иконе Божией Матери с крестным ходом из Благовещенского собора Московского Кремля в Донской монастырь.

 

Перед Донской иконой Пресвятой Богородицы, как отечественной святыней, Святейший Патриарх Иов совершил в 1598 году наречение на царство Бориса Годунова (8, с. 28).

 

В 1646 году крымские царевичи Калга и Нурадын вторглись в пределы Русского государства. Как и в прежние времена, православные вознесли свои молитвы Заступнице Небесной. По свидетельству автора «Слова известного...», царь Алексей Михайлович «воспомяну древле бывшее чудотворение и помощь на сопостаты прародителем его от образа Пресвятыя Богородицы Донския, с велиею верою и усердием притек к нему, моля Пречистую о заступлении» (11, с. 10).

 

2 января 1646 года было учреждено особое празднование Донской иконе Пресвятой Богородицы, а на другой день совершен крестный ход с чудотворною иконою в Донской монастырь. Молитва перед древней святыней вскоре явила свою силу: в том же месяце неприятельские войска были разбиты в Рыльском уезде Курской губернии.

 

29 мая 1647 года и 2 сентября 1648 года угроза новых нападений крымских татар вновь благополучно миновала заступлением Божией Матери через икону Ее Донскую.

 

…На протяжении многих веков не ослабевала духовная связь верующего русского народа с чтимой иконой Божией Матери. Почитание честного образа как святыни отечественной сохраняется Церковью Русской и поныне.

 

* * *

Древний Донской образ, пребывавший в русском войске на Куликовом поле, имеет две стороны: на одной изображена Божия Матерь с Младенцем Господом Иисусом Христом, на другой – Ее преславное Успение.

 

Пресвятая Богородица склонила лик Свой к Младенцу Христу. «Видяще Тя, Богородице, во объятиях Младенца Христа держащую и главою к Пречистому лику Его кротце приникшую, разумеваем Божественную любовь Твою и непрестанное о мире ходатайство» (1, кондак 2).

 

Мыслью о материнской любви и заступничестве Божией Матери проникнуто и изображение Успения Пресвятой Богородицы, помещенное на обороте древней Донской иконы. «Благодатную помощь многажды являла еси, Царице Небесная, чрез чудотворный образ Твой Донский, егда смерть вскоре предстояше людем. Сего ради на обратней стране иконы сея древняя изображено есть и всечестное Успение Твое, да всяк, подвизающийся во славу Бога и на благо ближняго, не убоится смерти, но взирая, како Твоя душа приемлется в руце Бога Живаго, с надеждею предает себе в час смертный Судии всех Богу, вопия Ему: Аллилуиа» (1, кондак 12).

 

Подвиг, который совершали русские воины во имя любви к Родине и своему народу, принес им, как верует в это Святая Русская Церковь, мученические венцы. Через образ Успения Божией Матери русские ратники, шедшие на смертный бой, воспринимали обетование бессмертия. Та же вера в вечную жизнь за гробом звучала в призыве великого князя Димитрия Донского, когда перед Куликовской битвой объезжал он полки, «с слезами глаголаше: отцы и братия, Господа ради подвизайтеся, святых ради церквей и веры христианскыя; сия бо смерть на живот вечный. Ничтоже земнаго помышляйте, не уклонимся убо на свое, но венци победными увяземся от Христа Бога, Спаса душам нашим» (16, с. 40).

 

Донской образ Божией Матери иконографически имеет много общего с знаменитой Владимирской иконой – древнейшей чтимой на Руси иконой Богоматери типа «Умиление», а также другими чтимыми иконами: Игоревской, «Умиление» из Успенского собора Московского Кремля (ныне в Благовещенском соборе Кремля), Феодоровской, Ярославской и особенно – Почаевской (поясной).

 

На Донском образе Богомладенец Господь Иисус Христос изображен облаченным в короткий до колен хитон, стопами же Своими Он опирается на ладонь левой руки Пречистой Богородицы. Как и на иконах Божией Матери «Одигитрии», Богомладенец изображен здесь держащим в левой руке свиток – знак Божественного достоинства, правая рука Его сложена в именословное благословение.

 

Древний Донской образ Пресвятой Богородицы стилистически связан с моравской школой иконописи, испытавшей влияние иконописцев Константинополя, Салоник, Афона.

 

Местночтимые иконы Божией Матери Донской находятся в московских храмах: в Богоявленском патриаршем соборе, в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре, в храме во имя Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в храме Положения ризы Господней, что на Донской улице, в других храмах.

 

Святые иконы, хранящиеся в малом Донском соборе в Донском монастыре и в храме Ризоположения, отличаются интересной особенностью: как и на Почаевской (поясной) иконе, Божия Матерь здесь изображена держащей в левой руке плат. «В шуйце держйши плат чистый, еже слезы плачущих скоро осушати, да никтоже от Тебе неутешен изыдет» (1, кондак 2).

 

В день празднования Донской иконе Божией Матери, 19 августа/1 сентября, поется Акафист Пресвятей Богородице в честь чудотворныя иконы Ея Донския с припевом: «Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая». В некоторых рукописных акафистах припев: «Радуйся, Владычице Милостивая, града Москвы и страны нашея Скорая Заступнице». Неоднократно спасала Божия Матерь народ и страну нашу от тяжких бедствий и от иноземных нашествий через святыя Ее иконы, в ряду которых «Знамение», Владимирская, Смоленская, Казанская, Донская с давних пор почитаются заступницами Отечества.

 

Воспевая перед Донским образом Божию Матерь и вознося Ей присное благодарение за избавление от иноплеменников, Святая Церковь Русская не устает обращаться к Владычице Небесной с теплою молитвой и о даровании мира во всем мире: «Благоволи в мире глубоце вселенную сохранити, Тебе бо дадеся благодать всемирного заступления пред Владыкою всех, Его же воинства Небесная славят, поюще Ему: Аллилуиа» (I, кондак 7).

 

Пресвятая Богородице, мир весь и землю Русскую сохраняй во веки!

 

ИСТОЧНИКИ

  1. «Акафист Пресвятей Богородице в честь чудотворныя иконы Ея Донския». – «Православный церковный календарь», 1981 г. Издание Московской Патриархии.
  2. Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен. Кн. IV. М., 1784 (далее – В. Татищев).
  3. Полное собрание Русских Летописей (далее – ПСРЛ). Т. XI. Никоновская летопись.
  4. «Куликовская победа Димитрия Ивановича Донского». Исторический очерк Д. Иловайского. Изд. 2-е. М., 1880.
  5. «Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное ему слово, написанный учеником его Епифанием Премудрым в XV веке». Сообщил архимандрит Леонид. СПб, ОЛДП, вып. 58, 1885.
  6. ПСРЛ. Т. VIII. Летопись по Воскресенскому списку.
  7. Н. Ф. Благовещенский собор в Москве. М., 1854.
  8. Снегирев И. Древности Российскаго государства. М., 1849.
  9. ПСРЛ. Т. XIII, пол. 2. Царственная книга.
  10. «Повесть о честном житии благовернаго и благороднаго и христолюбиваго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Иоанновича всея России, о его царском благочестии и о обродетельном исправлении, о святем его преставлении; списана смиренным Иовом, Патриархом Московским и всея России». (См.: В. Татищев. Кн. V. М., 1848.)
  11. Забелин И. Историческое описание Московского ставропигиального Донского монастыря. Изд. 2-е. М., 1893.
  12. Строев П. Выходы царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича, Феодора Алексеевича, всея Руссии самодержцев (с 1632 по 1682 год). М., 1844.
  13. Рычин Ф. И. Историческое описание московских кремлевских соборов, церквей и монастырей и их святыни. Изд. 2-е. М., 1865.
  14. Дебольский F., протоиерей. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Кн . I, ч . I. Изд . 5- е . М., 1858.
  15. «Святаго Косьмы Маиумскаго канон на Успение Пресвятыя Богородицы». – «Христианское чтение», 1836, кн. 3, с. 155-163.
  16. «Сказание о Мамаевом побоище». С предисловием С. К. Шамбинаго. Изд. ОЛДП, CXXV, 1907.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Жития святых, чтимых Православною Церковью, со сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах. Изд. 3-е, доп., в 12 томах. Т. 8. СПб., 1900.
  2. Панов Г., священник. Историческое, хронологическое и иконографическое описание 218 изображений Пресвятыя Богородицы. СПб., 1871.
  3. Богословский Т. М. Донская икона Божией Матери. – «Журнал Московской Патриархии», 1944, № 12.
  4. «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон». Под ред. Е. Поселянина. Приложение к журн. «Русский паломник» за 1909 год.
  5. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. СПб., 1869.
  6. Извеков Н., протоиерей. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911.
  7. Памятник, овеянный славой Куликовской битвы. Икона «Богоматерь Донская». На обороте «Успение». Л., «Аврора», 1978.
  8. (Левшин А. Г., протоиерей.) Историческое описание первопрестольного в России храма, Московскаго Большего Успенскаго собора и о возобновлении первых трех Московских соборов Успенскаго, Благовещенскаго и Архангельскаго, сочиненное Святейшего Правительствующаго Синода членом, Большего Успенскаго собора протоиереем Александром Георгиевым Левшиным. М. 1783.
  9. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.
  10. Кондаков Н. П. Памятники христианскаго искусства на Афоне. СПб., 1902.
  11. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и церквах в России. М., 1852.
  12. (Иосиф, архимандрит.) Путеводитель к святыне и священным достопамятностям Москвы и ея окрестностей. Синодальнаго ризничаго архимандрита Иосифа. Изд. 8-е. М., 1881.
  13. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 1. М., «Искусство», 1963.
  14. Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.
  15. Святитель Ростовский Димитрий. Поучение в день праздника Пресвятой Богородицы, ради Ее Донской иконы (см., например, «ЖМП», 1980, № 9).

Л. ПРАВЕ
Журнал Московской Патриархии 1980, №12, с.23.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

В старинной рукописи «Повесть от древних летописных историй о чудотворном образе Пресвятой Богородицы, нарицаемыя Донския» сообщается, что по возвращении в Москву великий князь Димитрий Донской «повеле иконописцу образ Пресвятыя Богородицы Донския писать против того новый. И послати во град Коломну, и проводите с честию. И в церкви соборной поставити» (см.: «Памятник, овеянный славой Куликовской битвы. Икона «Богоматерь Донская». На обороте «Успение». Л., «Аврора», 1978).

 

В XVII веке по месту, где был построен монастырь, его называли монастырем Пречистыя Богородицы Донской, что в Обозе. В 1679 году вновь построенный южный придел храма Божией Матери был освящен во имя Преподобного Сергия.

 

В старинной рукописи «Повесть от древних летописных историй о чудотворном образе Пресвятой Богородицы, нарицаемыя Донския» сообщается, что по возвращении в Москву великий князь Димитрий Донской «повеле иконописцу образ Пресвятыя Богородицы Донския писать против того новый. И послати во град Коломну, и проводите с честию. И в церкви соборной поставити» (см.: «Памятник, овеянный славой Куликовской битвы. Икона «Богоматерь Донская». На обороте «Успение». Л., «Аврора», 1978).

 

В XVII веке по месту, где был построен монастырь, его называли монастырем Пречистыя Богородицы Донской, что в Обозе. В 1679 году вновь построенный южный придел храма Божией Матери был освящен во имя Преподобного Сергия.