Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей и 1 пользователь
  • umenslouboutin

Посетите

Седмица
Тульская и Белевская епархия
Тульский Епархиальный Форум

Счетчики


Спор ученого и богослова: К чему могут привести уроки религии в школе Печать E-mail
На днях в России произошло историческое событие: президент вслед за Патриархом Кириллом поддержал введение в школах курса "Основы православной культуры". Две предыдущие попытки введения курса окончились неудачами и даже скандалами и судебными исками. Корреспондент "КП" встретился с секретарем редакционного совета и председателем редколлегии протодьяконом Андреем Кураевым - поговорить о новом, еще не написанном учебнике, о вере и о том, как донести ее до детей, не расплескав по дороге.

"МЫ ИДЕМ В ШКОЛЫ РАДИ ДЕТЕЙ И СТРАНЫ"

- Странная ситуация, почти 80% жителей нашей страны во время последней переписи самоидентифицировали себя православными. Почему же до сих пор нет ни специального курса, ни литературы, никто не знает толком: как учить этому детей?
- В копилке церковных преданий нет именно педагогического опыта... Тот опыт, который был в XIX веке, нельзя переносить в XXI век. Да и для XIX века он был беден. Достаточно сказать, что первый учебник Закона Божьего на русском языке был опубликован в 1867 году. До той поры Закон Божий преподавался по совершенно недетской книге под названием "Катехизис". Естественно, глупо считать, что первые варианты Закона Божьего, которые появились в конце XIX века, были удачными. Будь оно иначе, может, и революции не было бы... Ну а после нее нас били по рукам за попытки диалога с детьми. Поэтому сейчас нам приходится самим учиться почти с нуля.

- Сейчас то же самое. Люди, называющие себя либералами, почему-то были первыми, кто начал бороться и с учебником, и с курсом. В суд подавали...

- Церковь сегодня оказывается в очень неудобном положении. В России действительно светское государство. И церковь и в самом деле отделена от государства. Но значительная часть общественного мнения считает, что мы - одна из башен Кремля. Получается, что, не имея никаких плюсов властепредержания, мы получаем все его же минусы. Со стороны кажется, будто церковь хочет учить детей из одного лишь властного инстинкта и властного интереса...

Это не так. Мы идем в школу не ради расширения нашего влияния, а ради самих детей. И страны как таковой. Для нас же войти в эту новую для церкви область - огромная головная боль и проблемы. Я бы и сам этим не занимался, если бы не повеление от Патриарха. Мне гораздо проще и интереснее со студентами общаться да с прихожанами в храме.

- Недоброжелатели заметят - жалуются, а идут!

- Если рассматривать в категориях бизнеса, это стратегические вложения, которые к нам, ко мне, к Патриарху Кириллу никогда не вернутся. Минусы и критику мы получим сразу. А смягчение общественного климата - лишь через поколение...

ЦЕРКОВЬ, ШКОЛА, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

- Основной аргумент ваших противников - шаблон, с которым сложно спорить: "Россия - многоконфессиональная и многонациональная страна". Вы учтете этот аргумент?

- Сегодня нет жесткой связи национальности и конфессий. Татар-христиан гораздо больше, чем русских-мусульман. Мне знакомо множество православных азербайджанцев, евреев и так далее.

Но дело не в этих нюансах, а в том, что в XXI веке церковь не должна причинять боль. Я считаю, что задача номер 1, которая стоит перед нашим авторским коллективом, - написать нетравмоопасный учебник. Сделать его таким, чтобы он не мог превратиться в орудие камнеметания. Ни в чей адрес. Чтобы там был только позитив.

- Нет ли в этом противоречия? К первому учебнику Аллы Бородиной главные претензии, на основании которых был подан судебный иск, - описание распятия Христа и указание национальной принадлежности тех, кто это сделал. И в истории христианства это обойти невозможно. Она вся состоит из борьбы и страданий.

- Есть и другая крайность: во втором по счету учебнике, его, кстати, рекомендовало школам Министерство образования, вообще нет ни слова о распятии Христа.

Мне памятна следующая история. Некая бабушка заболела, не смогла пойти в храм и попросила внучка почитать ей из Евангелия рассказы о распятии Христа. И вот мальчик дошел до страницы, где сказано, как жители Иерусалима закричали: "Распни! Распни Его!" Тут бабушка встала с кресла, повернулась к иконам, перекрестилась и сказала: "Господи, спасибо Тебе, что Ты не к нам, к русским, пришел! А то ведь какой позор на весь мир был бы!" На вопрос, кто распял Христа, - единственно допустимый ответ - я. Мои грехи. Мы... Нельзя на кого-то показывать пальцем и услаждать себя мыслью о том, что мы бы не ошиблись, мы бы Христа избрали в Общественную палату... Христос пришел ради своего распятия... Он пришел, чтобы принести себя в жертву. Кто ж Ему мог помешать? Об этом мы и будем говорить.

- Что скажут на это другие конфессии? А они обязательно что-то скажут.

- Я боюсь только одного: что мусульмане не успеют написать свой учебник. Я помню, как в 1991 году впервые подняли вопрос о взаимодействии со школой. И все с нетерпением и некоторым напрягом ждали выступления Адольфа Соломоновича Шаевича, главного раввина России. А он сказал, что очень хотел бы, чтобы Закон Божий был в школах России. Потому что для евреев принципиально важно, если они живут среди нормальных людей, с предсказуемой реакцией. А непредсказуем и потому опасен человек без внутреннего стержня. Вера же этот стержень дает. И мусульманские лидеры неоднократно говорили: "Если русская церковь приоткроет дверь в школу, то и мы прошмыгнем туда". А мы и не собираемся закрывать дверь за своей спиной.

ВЕРА - ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ

- Наверное, самый важный вопрос: со скольких лет будут читать этот курс? Я так понимаю, что в первом классе - рано, а в одиннадцатом - уже поздно...

- Есть очевидный факт: малышам это жутко интересно. Восприятие ребенка - восприятие мира волшебного. Мира, полного чудес. И поэтому на его душу, сознание и подсознание все это ложится очень хорошо. Поэтому мы будем работать с малышами. Но, наверное, ограничимся только 4-м классом.

- Они еще не прониклись в этом возрасте таким цинизмом подростковым...

- Да, а потом я намерен трусливо дезертировать - подальше от жертв пубертата. Чтобы вернуться к детям, когда они подрастут. В 10-м классе (в 11-м классе надо снова отойти от них, ибо все их мысли будут о ЕГЭ).

- Библия - непростая книга, сейчас она выглядит очень архаично. Как ее подать современным детям?

- Я пока вижу свою задачу не в том, чтобы загрузить детей знаниями и информацией о том, как развивались библейские сюжеты... Впрочем, это лишь моя точка зрения, пока редколлегия еще не собиралась... Я даже не вижу необходимости излагать полностью Евангелие детям. Достаточно нескольких эпизодов, сюжетов. Если человек почувствует, что ему это интересно и нужно, он сам найдет и прочитает. А запоминать имена всех апостолов или где и когда Христос какое чудо совершил... Мне кажется, это излишне.

Сейчас не смогу сказать, в каком формате будет преподаваться этот предмет в школе. Исходя из того, что общественного консенсуса пока нет, будем готовиться к минимуму. Мы попробуем написать учебники, показать их обществу, специалистам, педагогам, детям... А затем мы услышим отклики специалистов, и нам скажут: "Это же интересно! Мы-то думали, что это будет сухой Закон Божий! А это интересно и полезно даже для нерелигиозных детей!" Если нам так скажут люди из министерства, то, может, и статус нашего предмета повысится в их восприятии. И тогда мы уже под эти новые требования будем готовы переписать нашу заготовку. Пока мы исходим из того, что пишем факультативный курс. Мы будем обращаться к детям, которых не загоняют на эти уроки. Но это будет курс по выбору. На каком-нибудь третьем уроке ученикам предлагается выбор, и они могут разойтись по разным классам. Кто-то будет изучать уроки светской этики, для кого-то урок православной, для кого-то - исламской культуры. Но не так: шестой урок кончился, теперь желающие могут остаться с батюшкой, остальные - бегите к телику.

- И все с гиканьем поскачут прочь из школы...

- Что важно: никаких батюшек в нашем курсе не предусматривается. Вести должны будут светские педагоги, а не батюшки.

- Я боюсь этого. И многие верующие боятся, что курс будут читать загнанные жизнью и замученные преподаватели. И в итоге ребенок получит не интерес, а отторжение.

- Этот аргумент касается любого предмета. Ну физику тоже не Гинзбурги преподают! Но если мы хотим, чтобы появился один Ростропович, мы должны открыть сотни музыкальных школ! В этих условиях многое зависит от учебника и литературы, его сопровождающей, видео- и компьютерных материалов. Они должны быть настолько "вкусными", чтобы влюбить педагога в поначалу чужой для него материал. И чтобы ребенок мог сам идти дальше, как в интернет-тексте, по гиперссылкам. Чтобы он сам искал: что еще посмотреть и почитать?

- Когда мы увидим ваш учебник?

- Полагаю, что меньше чем в три года мы не уложимся.

- Я думал, что к первому сентября...

- Мы не на Гражданской войне. Атака конной армии не предвидится.


ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Александр АСМОЛОВ, заведующий кафедрой психологии личности МГУ:

- В школу должно прийти не православие, а специальный курс духовно-нравственного воспитания, который обязательно должны преподавать только светские учителя. Если этот курс в нашей многонациональной стране монополизирует только одна конфессия - взрыв и обострение межрелигиозных конфликтов будут неизбежны.


Дмитрий СТЕШИН
"Комсомольская правда"
23 июля 2009 г.
Комментарии
Добавить новый
Александр  - Исуса небыло   |85.175.70.xxx |2010-03-21 16:40:40
Москве состоялась презентация изданной на русском языке книги Папы Римского
Бенедикта XVI «Иисус из Назарета». Она посвящена личности Христа. Глава
католиков обеспокоен: «В сознании христианского мира укоренилось мнение, будто
мы не располагаем надежными сведениями об Иисусе». «Главное не в том что его
небыло, главное, что мы в него верим — считает понтифик.
Более 60
историков времени Исуса риста не описали человека который тремя хлебами накормил
народ. А сколько до него было богов бог РА, Кришна и тд. Зачем обманывать детей.
Александр.
игум. Хризостом  - Иисус был   |2010-03-21 17:20:36
То, о чем Вы пишете фактически не верно. Христос, как историческая личность
находит подтверждение, в том числе, и у нехристианских авторов.

Например,
"Свидетельства нехристианских писателей о Господе нашем Иисусе Христе":
http://lib.eparhia-saratov.ru/ books/06e/emelyanov/preamble/1
2.html

"Нехристианские свидетельства о Христе":
http://slovari.yandex.ru/dict/ men/article/me2/me2-0350.htm

"Т. о., ряд
нехрист. авторов 1—2 вв. вполне определенно свидетельствуют о Христе, хотя их
данные ничего не прибавляют к еванг. повествованиям. Следовательно, как отмечает
историк М. Кубланов, "тезис о “молчании века”, единодушном будто бы молчании
нехристианских авторов этой поры о начальном христианстве, утратил значение,
которое ему придавалось".
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
:D:):(:0:shock:
:confused:8):lol::x:P
:oops::cry::evil::twisted::roll:
:wink::!::?::idea::arrow:
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."