С 30 апреля по 6 мая жители Тульской области смогут поклониться иконе и мощам преподобной Евфросиньи Полоцкой. Старинный образ с частицей святых мощей впервые прибудет в Тулу из Минского Свято-Елисаветинского женского монастыря. Связано это с проходящими в областном центре под эгидой форума «Золотой витязь» днями православного кино и культуры «Единая вера – единая Русь Святая».
В эти дни, с 30 апреля по 6 мая, икона будет находиться в Городском концертном зале (проспект Ленина, 34) на территории православной выставки-ярмарки.
Что еще можно увидеть на выставке-ярмарке «Единая вера – единая Русь Святая»:
На экспозициях будут представлены: - фото- и художественные работы профессиональных авторов; - изделия декоративно-прикладного творчества инвалидов; - иконы и церковная утварь; - керамическая, гончарная, стеклодувная, скульптурная, швейная продукция приходских и монастырских мастерских России, Белоруссии, Украины; - книги, аудио- и видеопродукция православных издательств и студий. «Матушка Русской земли»
Первые женщины Руси, прославленные в лике святых, были скандинавского происхождения. Святая княгиня Ольга, как сказано в ее древнем житии, принадлежала к «варяжскому языку». Преподобная Анна Новгородская (до крещения Ингигерда), бабушка Владимира Мономаха, была дочерью шведского короля Олафа. Но уже третья святая – Евфросинья Полоцкая – абсолютно по всем критериям: и по языку, и по своим духовным качествам, представляла Русский – восточнославянский мир.
Нынешняя покровительница белорусской земли, одинаково глубоко почитаемая не только православными, но даже католиками, родилась в Полоцке в начале двенадцатого века. Отцом Предславы – таково ее славянское имя – был полоцкий князь Георгий Всеславич. А следовательно, девочка приходилась прапраправнучкой святому равноапостольному князю Владимиру, крестителю Руси. Подробности ее земной жизни мы знаем из жития, составленного в глубокой древности кем-то, хорошо знавшим Евфросинью.
Как отмечал древнерусский биограф, юная княжна была «лепа лицом». Молва о ее красоте разнеслась далеко. Но Предслава отказалась от земных радостей. Когда ей было 12 лет, отец хотел обручить ее с одним князем. Девочка убежала в монастырь, где игуменьей была ее тетя, и попросила постричь ее в монахини. Матушка-игуменья замахала руками: «Что ты, князь голову мне снимет!» «Не князя бойся, а Господа», - ответила ей Предслава.
Так она стала черноризицей Евфросиньей. И вскоре постом и молитвой снискала духовные дары от Господа. По благословению полоцкого епископа Илии монахиня удалилась в затвор, поселившись в особой келье при Полоцком Софийском соборе. Там она, первая «из русских жен», переписывала духовные книги. Там же ей трижды явился во сне ангел, указавший место, где нужно построить женскую обитель: «Евфросинья! Здесь тебе подобает быть!» Около 1128 года Евфросинья основала Спасо-Преображенский монастырь в деревне Сельцо недалеко от Полоцка и стала в нем игуменьей. Для сестер-монахинь Евфросинья открыла первую на Руси женскую школу. Ее усердием в 1161 году был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор в Полоцке. По преданию, зодчий Иван услышал голос свыше, повелевший ему: «Восстань и пойди на дело Вседержителя Спаса». Растерянный Иван в страхе пришел к матушке Евфросинье: «Ты ли, госпожа, присылаешь понуждать меня на дело?» «Нет, - спокойно отвечала игуменья, - но кто бы тебя ни призывал – слушайся и прилежно выполняй». С именем Евфросиньи связаны величайшие православные святыни Руси. По ее заказу искусный ювелир Лазарь Богша изготовил крест из кипарисового дерева, инкрустированный золотом, серебром и драгоценными камнями. В пяти гнездах креста находились мощи святых Стефана и Пантелеимона и другие бесценные христианские реликвии. В годы Великой Отечественной войны крест был вывезен из Белоруссии и бесследно исчез.
Другая реликвия – это икона Богородицы, которую, по преданию, написал евангелист Лука. Воспользовавшись своими родственными связями, Евфросинья попросила византийского императора и константинопольского патриарха прислать эту икону в Полоцк. И в 1162 году образ прибыл на Русь. Везли его через Корсунь (Херсонес), поэтому икона получила название Корсунской.
Просветительская и миссионерская деятельность Евфросиньи – игуменьи Полоцкого Спасо-Преображенского монастыря – имела такое значение для Руси, что не случайно ее называют «матушкой Русской земли». «Она, – как пишет «Православный календарь», – матерь женского монашествa и всех жен русских, избравших путь духовного совершенствования и аскетизма».
Мощи нетленные
Свою поразительную историю имеют мощи святой. Скончалась преподобная Евфросинья Полоцкая 24 мая 1173 года в одном из монастырей Иерусалима. В паломничество по Святой Земле матушка отправилась из Полоцка, предчувствуя, что дни земной жизни уже на исходе. По завещанию Евфросинью похоронили в обители преподобного Феодосия на паперти храма Пресвятой Богородицы – где покоились матери преподобных Саввы и Феодосия и многие другие святые жены.
Но в 1187 году Иерусалим завоевал сарацинский султан Саладин, который выгнал христиан из города. Русские монахи, возвращаясь на родину, взяли с собой и святые мощи полоцкой княжны-монахини. Новое упокоение матушка обрела в дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в нише пещерного храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Евфросинья Полоцкая стала первой женщиной, погребенной в этой великой обители.
Незадолго до революции, в 1910 году святые мощи Евфросиньи в сопровождении десятков тысяч паломников были перенесены из Киева в Полоцк. Это стало событием общероссийского значения. Двенадцать дней речной пароход вез мощи – и на берегах Днепра многочисленные верующие разжигали костры, стояли в молитве со свечами. Раку для нетленного тела соорудили на народные пожертвования.
Сразу после перенесения мощей в Полоцк случилось одно из первых чудесных исцелений. Монахиня, страдавшая тяжелым заболеванием желудка, почти не вставала с постели. Все тело ее покрылось пролежнями, а ужасные боли можно было унять только наркосодержащими лекарствами. Врачи считали случай безнадежным. По просьбе больной ее принесли в храм и подняли на помост, где она приложилась к открытым мощам преподобной Евфросиньи. Рассказывают: после этого монахиня поднялась и смогла идти без посторонней помощи. Наутро, к удивлению доктора, ее самочувствие еще более улучшилось.
Богоборческая советская власть, как ни пыталась, так и не поняла, в чем секрет и сила святости нетленных мощей преподобной Евфросиньи. В 1922 году большевики вскрыли раку с мощами и провели «врачебно-научную экспертизу», которая вынесла заключение: «Труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий…» Мощи сначала вывезли на атеистическую выставку в Москву, а потом – в Витебский краеведческий музей. А на территории древнего монастыря, основанного матушкой Евфросиньей, любители материализма устроили братскую могилу безвинно расстрелянных и замученных людей.
По иронии судьбы, только во время немецкой оккупации верующие смогли перенести мощи в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский собор. Дорогу перед нетленными останками преподобной по старинному белорусскому обычаю устлали ослепительно белоснежными льняными покрывалами…
|