Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
1 гость и 1 пользователь
  • jewellrytiffany

Посетите

Седмица
Тульская и Белевская епархия
Тульский Епархиальный Форум

Счетчики


Евангельские свидетельства о Воскресении Господа и их достоверность Печать E-mail

 и.м. Хризостом (Елисеев)

 

«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5), - так пророк Исаия наиболее ясно и сильно предсказал о крестных страданиях и смерти Спасителя [1, с. 482]. О действительности смерти Христа свидетельствует евангелист Иоанн, указывая, что на кресте Спасителя пронзили копьем: «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19, 34). С медицинской точки зрения явление это указывает на паралич сердца, т.е. на бесспорную смерть. Также и сотник засвидетельствовал смерть Христа перед Пилатом (Мк. 15, 45), когда Иосиф Аримафейский пришел просить Тело Иисусово на погребение. Слова первосвященников и фарисеев перед Пилатом: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну» (Мф. 27, 63), - когда те просили у него, чтобы охраняли гроб Господень, также говорят о том, что Христос к тому времени был уже мертв.

 

Но совершилось великое чудо, чудо воскресения Господа нашего Иисуса Христа, когда Он на третий день после Своих страданий и смерти силою Своего Божества воскрес из мертвых. Так случилось потому, что клин смерти не смог отделить душу Христа от Божественной природы Сына Божия, и, как следствие, человеческая душа Христа оказалась до самого конца неотделима от Его тела. Поэтому-то и произошло почти немедленное воскресение Христа [2, с. 324].

Он вышел из гроба, не тронув камня, которым был привален гроб, не нарушив печатей, которые были наложены членами синедриона. И с этого момента воины, стоявшие на страже, охраняли пустой гроб. Самый момент Воскресения Христа никто не мог видеть. Даже воины, охранявшие гроб, не видели самого момента Воскресения, т.к. воскресший Христос был невидим для них. Тем более апостолы не могли видеть, они скрывались и запирались в домах своих «страха ради иудейского» (Ин. 20, 19). Поэтому и ни в одном из Евангелий нет описания самого момента Воскресения, но при этом очень подробно изложены все события как предшествовавшие Воскресению, так и произошедшие после Воскресения Христа.

 

Согласно Евангелиям, первыми вестниками воскресения были (или первым вестником воскресения был): два ангела в белом одеянии (Ин. 20, 12); два мужа в одеждах блистающих (Лк. 22, 4); юноша, облаченный в белую одежду (Мк. 16, 5); ангел, отваливший камень от двери гроба и сидящий на нем (Мф. 28, 2-4). Стража, приставленная ко гробу, испугалась «великого землетрясения», отваления камня от гроба и явления молниеносного ангела» (Мф. 28, 2) и в страхе побежала к первосвященникам и объявила им о случившемся. Весть о воскресении распятого ими Иисуса Христа заставила членов синедриона уверовать, но уверовать так, как веруют бесы, и вместе с ними - трепетать. Они испугались и подкупили стражников, чтобы те рассказывали всем, «что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф. 28, 13). Иудейским первосвященниками блага земные были ближе, дороже благ небесных. Они не надеялись через покаяние получить прощение и прекрасно понимали, что покаяние в убийстве Мессии повлечет за собой немедленное побиение их камнями народом, который был вовлечен ими в соучастие в этом злодеянии.

 

Но нелепость иерусалимского слуха о похищении Тела Иисуса учениками (Мф. 28, 11-15), который подхватили и распространяют по сей день, сразу бросается в глаза. Как апостолы, на тот момент люди робкие и боязливые, даже дома сидевшие взаперти «страха ради иудейского» (Ин. 20, 19), могли решиться похитить Тело, преодолев вооруженную стражу? Затем, судя по описанию пустого гроба не было похоже, что произошло похищение. Погребальные обряды иудеев были таковы, что снять погребальные одежды с тела умершего было практически невозможно, т.к. «смирна прилипала к телу и одежде как клейное вещество» [3, с. 883]. Поэтому если бы похитители взяли тело Иисуса Христа, то взяли бы его с погребальными пеленами, или же порвали их, снимая с Тела Христа, разбросав в беспорядке. Но Евангелие свидетельствует, что пелены лежали свернутыми и сударь, длинный узкий плат, обвивавший голову, не с пеленами лежал, но «особо свитый на другом месте» (Ин. 20, 7). Потом, судя по тому, что требовалось отвалить огромный камень от входа во гроб Господень, то почему из стражи никто не проснулся, услышав шум и не схватил учеников вместе с поличным? Вызывает недоумение и то, что если согласно слуху ученики украли Тело, то их надо было бы тотчас привлечь к суду, уличить показаниями воинов и тем воспрепятствовать их проповеди. Но иудеи были вынуждены ограничиться только приказанием апостолам: «отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса» (Деян. 4, 18). Запрещая проповедовать, они даже никогда не упоминали о краже Тела Христова. «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4, 20), - говорили апостолы и продолжали побеждать мир своею проповедью Воскресения Христова. А ведь Воскресение - торжество, смысл и основание нашей веры. «Если Христос не Воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 14), - говорит апостол Павел.

 

В литургическом предании упоминается, что Ангел Господень благовествовал Богородице о том, что Христос воскрес: «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево радуйся, и паки реку радуйся, твой Сын воскрес тридневен от гроба». В Евангелиях, конечно, не говорится определенно о том, что Богородица видела воскресшего Христа. Однако существуют выражения, упоминающие о «другой Марии». Евангелист Матфей пишет: «по прошествии же субботы на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28, 1). Также и в другом месте идет речь о «Марии Иакова» (Лк. 24, 10). Свт. Григорий Палама, толкуя эти места Священного Писания, говорит, что речь явно идет о Богородице, которая первой пришла ко гробу. О том, что Ее сын воскрес, Она сначала узнала от Архангела Гавриила, а затем Сама увидела Его. «Она и только она удостоилась прикоснуться Своими руками к его ногам» [3, с. 302]. То, что Евангелисты избегают прямых указаний на то, что первой Христа увидела Богородица, тоже немаловажно. Согласно свт. Григорию Паламе, это делается с той целью, чтобы не дать неверующим предлог оспаривать факт воскресения, поскольку его утверждает Сама мать Христова [4, с. 303].

 

Важным является тот факт, что воскресшего Христа, согласно Евангелию, первыми увидели жены-мироносицы. Апостолы, напуганные произошедшими событиями, закрылись в горнице, тогда как женщины с любовью и мужеством, не дожидаясь рассвета, пошли ко гробу, чтобы умастить благовониями Тело Христа. Свт. Григорий Палама видит в этом глубокий богословский смысл. Он учит, что Воскресение Христа является обновлением человеческой природы и ее оживотворением, воссозданием и возращением первого Адама к бессмертной жизни. Первого Адама после его сотворения первой увидела женщина. Причем некоторое время не было никого, кто бы мог его видеть, ибо Ева была сотворена после. Так и нового Адама в момент Его исхождения из горба не видел никто, и лишь по прошествии некоторого времени первыми его увидели женщины [4, с. 300].

 

Итак, евангелисты Марк и Иоанн говорят о том, что первой удостоилась видеть воскресшего Господа Мария Магдалина (Мк. 16, 9-11; Ин. 20, 11-18). Она не покинула Господа во время Его крестных страданий, присутствовала при погребении Его Пречистого тела, и теперь, в первый день недели, в «еще сущей тьме» (Ин. 20, 1) вместе с другими женами-мироносицами спешит ко гробу и приходит, согласно евангелистам, первой. Увидя, что камень отвален от гроба, она бежит за учениками Петром и Иоанном. Но во гробе нашли лишь лежащие погребальные пелены и плат, который был свит особо и лежал отдельно у стены. Вероятно, это обстоятельство нахождения погребальных одежд в пустом гробе при невозможности их снятия и положило начало вере ап. Иоанна Богослова в действительность Воскресения (Ин. 20, 6-8). Апостолы возвратились обратно, удивляясь происшедшему, лишь одна Мария оставалась у гроба и плакала. «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его», - обращается Мария к явившемуся ей Иисусу, принимая Его за садовника (Ин. 20, 15). Это очень характерный момент, подтверждающий достоверность Воскресения Господа, и говорящий, что это событие не плод фантазии или галлюцинации. Ибо галлюцинации встречаются у людей, которые хотят что-то видеть и слышать, которые всеми своими мозговыми центрами готовы воспринять то, чего так напряженно ожидают. Здесь же мы видим прямо противоположное. У Марии Магдалины, когда она увидела, что гроб пуст, не явилось и мысли о воскресении. Даже когда она видит Господа, она не узнает Его и принимает за садовника. Когда же Господь сказал: «Мария!», она узнала Его и уже в неописуемой радости готова была броситься к Нему, убедиться в том, что не обманывают ее глаза. Но Господь властно остановил ее, говоря: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17). Подавая мысль, что Ему надлежит вознестись на небо и сесть одесную Бога-Отца, Господь в то же время хочет, чтобы Мария Магдалина, не прикасаясь, уверилась, что видит не духа, а Имеющего плоть и кровь; что Он видим для всех, так как еще не восшел ко Отцу Своему. «Толкователи нередко пытались объяснить ее прикосновение как слишком человеческое» [5, с. 165]. «Еще земная мудрствует жена: темже и отсылается не прикасатися Христу», - так излагает смысл запрещения Христова утренняя стихира 8-го гласа.

 

По повелению Господа Мария Магдалина спешит передать радостную весть Его ученикам. В то время, когда Мария Магдалина отошла возвестить ученикам, «что видела Господа и что Он это сказал ей» (Ин. 20, 18), ко гробу пришли и другие жены-мироносицы. Это были те жены, которые вместе с Матерью Божией, Иоанном Богословом и Марией Магдалиной были очевидцами крестных страданий Господа. Теперь они шли, чтобы отдать последний долг Страдальцу - помазать благовонными мастями Его Пречистое Тело. Они и не помышляли о Воскресении Христа, их мысли были заняты лишь тем, чтобы отвалить камень от двери гроба. И ни тьма ночная, ни приставленная ко гробу стража не могли устрашить их.

 

Слова Спасителя: «...вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется» - уже исполнились, теперь настало время исполниться и другим словам: «вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16, 20). Поэтому первое слово Господа, явившегося женам-мироносицам, когда они шли от гроба в Иерусалим, было: «Радуйтесь». Увидев Иисуса Христа, они «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28, 9), т.е. «совершили Ему поклонение, какое свойственно Богу» [6, с. 473]. Господь не препятствовал им, потому что эту радость «никто не возьмет от вас» (Ин. 16, 22). После этого Господь, как и Марию Магдалину, посылает их известить учеников о Его Воскресении.

 

Но апостолы, как видно из рассказов двух учеников, не поверили им. Это было вечером того же дня, когда два ученика шли из Иерусалима в Эммаус. Евангелист Лука, подробно рассказывающий об этом событии, одного из них называет по имени - Клеопой, а о другом умалчивает. Необыкновенная живость описания этого события и полнота изображения показывает, что тот, о ком умалчивается, был «несомненно сам Лука, по обычаю священных писателей не называющий себя по имени» [7, с. 328]. Они шли и рассуждали о всех печальных событиях, связанных с последними днями земной жизни Господа, и о событиях этого дня, которые, видимо, не смогли утвердить в них веру в истину Воскресения Христова, ибо они шли печальными (Лк. 24, 17). Сам Господь присоединился к ним в виде спутника, идущего той же дорогой. «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (Лк. 24, 16). Евангелист Марк уточняет, что Господь им «явился в ином образе» (Мк. 16, 12), поэтому ученики Его и не узнали. Некоторые толкователи считают, что Господь сделал это намеренно, потому что Ему неугодно было, чтобы они сразу узнали Его. Он это сделал для того, «чтобы преподать им необходимое в их душевном состоянии наставление» [7, с. 329]. Он хотел, «чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтобы после долгого промежутка явиться им более приятным; чтобы научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть узнанным; чтобы они лучше поверили, что Тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло то же самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит» [8, с. 644], - так поясняет это блаж. Феофилакт. Характерно то, что Лука и Клеопа называют своего Учителя только «пророком», показывая этим, что их надежды на Него, как на Мессию не сбылись: «мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24, 21). Впрочем, они еще сами в недоумении и не знают, что думать об услышанном от женщин, которые во гробе не нашли Тела Его, но видели явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. Тогда Господь, не открываясь еще им, начинает Свою учительную речь, давая им понять, что причина их неопределенного состояния кроется в них самих - в их несмысленности и косности их сердец (Лк. 24, 25). И после того, как они убедились, что их Учителю надлежало пострадать и через страдания войти в Свою славу, как это было предсказано пророками, Он открылся им через характерное действие преломление хлеба. Так Господь постепенно довел учеников до глубокого убеждения в истине Своего Воскресения, «заставив, по их собственному признанию, гореть сердца их, и напоследок открылся им, воспламенив их таким образом горячей верой, уже недоступной никаким сомнениям и искушениям» [7, с. 330]. Несмотря на то, что уже наступила ночь, они тотчас поспешили в Иерусалим, чтобы поделиться своей радостью с прочими учениками.

 

Господь не является апостолам тотчас после Своего воскресения, но постепенно укрепляет в них веру. Так, явившись Марии Магдалине и другим женам-мироносицам, посылает их известить апостолов. Апостол Петр, удостоившийся видеть Господа, свидетельствует об этом перед всеми (Лк. 24, 34). Теперь два ученика, пришедшие из Эммауса, с радостью возвещают о явлении им Господа. По словам евангелиста Луки, Господь явился десяти ученикам, собранным вместе (отсутствовал Фома, по ев. Иоанну), как раз в то время, когда пришедшие из Эммауса Лука и Клеопа еще продолжали свой рассказ, как бы для того, чтобы рассеять в своих учениках всякие сомнения и излечить их от остатков неверия [7, с. 331]. И хотя апостолы, слушая свидетельства видевших Воскресшего Господа, по ев. Марку (16, 13) еще не верили в это чудо, но именно эту самую минуту и такое их душевное состояние избирает Воскресший для Своего явления. Господь, воскресшее Тело Которого, «сбрасывая все смертное и немощное, все же остается телом, но телом духовным, богоподобным, осязаемым и обладающим всеми характерными чертами, какие оно имело ранее» [4, с. 312], прошел через закрытые двери и, став посреди апостолов, сказал: «Мир вам!» (Ин. 20, 19). Внезапное появление Господа при закрытых дверях смутило учеников. Евангелист Лука говорит, что они: «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк. 23, 37). Вера апостолов не была еще твердой и они не понимали еще нового бытия Господа по Воскресении, не знали свойств Его прославленного Тела. Вот почему, когда Он является всем им при закрытых дверях, они принимают Его за призрак. Но Господь успокаивает их, говоря: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 38-39) Здесь речь идет о чувственном опыте действительности Воскресения [5, с. 166]. Господь не только дает им осязать Себя, но и ест с ними пищу, что было уже не по требованию плоти, т.к. после Воскресения Тело Христа не имело нужды в пище, а для большего удостоверения учеников, «чтобы ученики убедились в том, что перед ними не призрак, но Христос с духовным и преображенным телом» [4, с. 309]. Затем Господь дуновением преподал им, прежде дня Пятидесятницы, предварительную благодать Святого Духа (Ин. 20, 22). Вместе с этим дуновением всем апостолам дана была власть отпускать грехи, ранее только обещанная Петру за его исповедание (Мф. 16, 19) и другим апостолам (Мф. 18, 18).

 

Евангелист Иоанн повествует, что при этом явлении Господа ученикам апостола Фомы не было с ними. Когда же ученики рассказали ему, что видели Господа, он не поверил: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Не потому что считал их лжецами, а потому, согласно толкованию блаж. Феофилакта, что был сомневающимся и считал воскресение Христово невозможным [9, с. 320]. Т.е. он еще не достиг того внутреннего духовного состояния, которое бы позволило ему созерцать Воскресшего Христа. Некоторыми толкователями отмечается, что Христос являлся людям, которые находились в таком духовном состоянии, при котором Его явление действует спасительно, а не мучительно. «Фома же, видимо, не достиг тогда еще той духовной зрелости, которая требовалась для такого события» [4, с. 306]. Поэтому и требовалась целая неделя для душевного приготовления Фомы, чтобы он, «внимая наставлению соучеников и слыша одно и то же, воспламенялся большим желанием и сделался тверже верующим на будущее время» [9, с. 321], чтобы явление Христово воздействовало на него спасительным образом.

 

Итак, на восьмой день Своего Воскресения, когда ученики находились в закрытой горнице, и с ними был апостол Фома, Господь снова явился пред ними говоря: «Мир вам!» и ни к кому-либо, а к апостолу Фоме обращаясь, говорит: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27). «Господь мой и Бог мой!», - воскликнул апостол Фома, исповедуя своего Учителя и Господом, и Богом. Эта фраза показывает его уверенность в том, что Христос имел две природы и одну ипостась, так как слово «Господь» выражает человеческую природу, а «Бог» - божественную, и обе они суть едины в Воскресшем Христе [9, с. 321]. «Ты поверил, потому что увидел Меня», - говорит Господь. Но как же все остальные будут веровать в Воскресение Христово после того, как Он вознесется на небо и уже будет невидим для людей до второго пришествия? Поэтому Господь и добавил: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Этими словами Господь в назидание Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, «ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома» [7, с. 333].

 

Еще до Своих страданий Господь предупреждал Своих учеников, что по воскресении Своем Он явится им в Галилее. Это же сказали и ангелы, находившиеся у гроба Господня, женам-мироносицам (Мф. 26, 32; 28, 7). Так, пробыв все восемь дней праздника Пасхи во Иерусалиме, апостолы отправились в Галилею, где и занялись своим обычным трудом - ловлей рыбы, той работой, которая давала им пропитание. Именно здесь и произошло третье явление, по счету св. Иоанна, семи ученикам на озере Тивериадском, когда те рыбачили в открытом море (Ин. 21, 6-22). Но ученики не узнали Христа: «ученики не узнали, что это Иисус» (Ин. 21, 4). Это объясняется тем, что явления Христа в действительности являются не просто Его присутствием, но суть откровения, раскрытия Им Самого Себя. Митрополит Иерофей (Влахос) пишет, что буквальный греческий текст «Обнаружил Себя снова Иисус» (Ин. 21, 1) ясно говорит, что Христос открывал самого Себя, когда Сам этого хотел и что откровение Христа происходит соответственно духовному состоянию людей [4, с. 307]. Поэтому после необычайной ловли рыбы: «Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы» (Ин. 21, 6) первым, кто Его узнал, был Иоанн, который и объявил об этом апостолу Петру: «Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь» (Ин. 21, 7). Петр сразу же опоясался одеждой и бросился в море, чтобы побыстрей добраться до Христа. Здесь видно, пишет митрополит, что любимый ученик, который является олицетворением созерцания, узнает Христа, а покаявшийся Петр, находящийся еще в процессе духовного становления, по причине своего отречения и покаяния, спешит ко Христу [4, с. 308]. Уже на берегу после трапезы, предложенной Иисусом: «Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь» (Ин. 21, 12) - «нечто необычное видели ученики в явившемся Господе», - пишет архиепископ Аверкий (Таушев). «Он не был, очевидно, вполне похож на такого, каким они всегда привыкли Его видеть» [7, с. 336], вероятно, еще и поэтому ученики сразу не могли узнать Господа, когда увидели Его на берегу Тивериадского озера, «так как тело Его по воскресении было особенным, прославленным, исполненным особого величия и Божественности, но они знали, что это несомненно Он» [7, с. 336]. Как и в предыдущем явлении, Господь вкушает пищу с учениками, затем после трехкратного исповедания отпавшего Петра, восстанавливает его в прежнем достоинстве. Чудо же с огромным уловом рыбы, сотворенное Господом во время Его явления на Тивериадском озере, имело целью не только уверить учеников в истинности Своего воскресения, но и прообразовать собой их будущую плодоносную апостольскую деятельность, в которой они, трудясь сами, должны были вместе с тем во всем руководствоваться указаниями Господа [7, с. 335].

 

Следующее явление Господа одиннадцати апостолам было на горе близ Галилеи: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28, 16-17). Так как ангелы сказали женам-мироносицам, что Господь предварит учеников в Галилее, то надо полагать, не одни апостолы устремились в Галилею, чтобы увидеть там Господа. Многие считают, что явление Господа на горе было именно тем, о котором говорит апостол Павел (1 Кор. 15, 6): что Господь явился тогда «более нежели пятистам братий в одно время» [7, с. 338]. Апостол Павел также повествует о явлении Господа брату Своему «по плоти» Иакову, всем апостолам, а также и ему самому, говоря: «а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1 Кор. 15, 8). Как известно, апостол Павел вначале «гнал Церковь Божию» (1 Кор. 15, 9), а ко Христу обратился лишь после Пятидесятницы, следовательно, явление воскресшего Христа апостолу Павлу произошло уже позже Вознесения и Пятидесятницы. «Этот случай показывает нам, что видение воскресшего Христа имеет прямую зависимость от духовного состояния человека, и это характерно для всей истории человечества» [4, с. 298].

 

Апостол Матфей делает характерное замечание о том, что некоторые из учеников «усомнились», видя Воскресшего Господа на горе близ Галилеи. Это говорит о том, что описываемое им явление не могло быть массовой галлюцинацией, как пытаются преподнести некоторые. Господь, для того чтобы рассеять всякие сомнения, приблизился к ним (Мф. 28, 18) и, возлагая на апостолов тяжелый труд распространения евангельского благовестия по всему миру, сказал: «идите, научите все народы» (Мф. 28, 19), - как говорит св. Матфей, или: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15), как передает св. Марк; «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему (Лк. 24, 46-48), - так передает это полномочие, данное Господом Своим апостолам, св. Лука. Слова Воскресшего к одиннадцати (Мф. 28, 16-20) прямо относятся к Церкви, - пишет еп. Кассиан (Безобразов): «одиннадцать апостолов и Воскресший на горе - это образ Церкви» [10, с. 162]. И слова Господа «и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), - говорят о том, что обетование это относится и ко всем апостольским преемникам и значат то, что до скончания века несомненно Он Сам будет находиться незримо среди истинно верующих, во главе основанной Им Церкви и руководить ею ко спасению [7, с. 340].

 

Согласно евангелисту Луке, Христос неоднократно являлся Своим ученикам в промежутке между воскресением и вознесением, укрепляя их в познании истинности Воскресения и открывая им таинства Царствия Божия: «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 3). И вот Христос в последний раз является апостолам в день Своего Вознесения на небо. Господь им дает повеление оставаться в Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше, и ожидать, обещанного им ниспослания на них обетования Отца Своего, «под чем надо понимать ниспослание Духа Святого для содействия делу их всемирной проповеди» [7, с. 340]. Затем Господь, беседуя с учениками, вывел их из Иерусалима в сторону Вифании на гору Елеонскую и там, подняв руки Свои, благословил учеников; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Мк. 16, 19; Лк. 24, 50-53; Деян. 1, 9-11). Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Иисусу Христу и «возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24, 52). Эта радость у апостолов происходила от горения их веры, от того, что они теперь своими глазами увидели славу Господа и Учителя и теперь ожидали исполнения обетования о ниспослании им Духа Святого.

 

Однако они не представляли еще из себя Церковь. Это была еще кучка людей, объединенных общими воспоминаниями и общими ожиданиями. Перед Вознесением Господа они спрашивали Его, не освободит ли Он «во время сие» народ Израильский от римского ига и не восстановит ли «Царство Израилю» (Деян. 1, 6). Даже после Воскресения Христа, Его явлений их ожидания, похоже, не шли далее вполне земных стремлений и притязаний. Радикальное изменение состояния учеников произошло в день Пятидесятницы [11, с. 183]. Но это не говорит о том, что ученики сомневались в действительности Воскресения Христова. Кто их мог разубедить в воскресении Христовом? Никто. Невидевший не может разубедить очевидцев и не может доказать обратное. Именно поэтому апостолы говорят о том, что жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа - важнейшее событие в их личной жизни (ср. 1 Ин. 1-4). Они подчеркивают, что они сами воскресли вместе со Христом. С тех пор каждый христианин может сказать, что самое важное событие в его жизни произошло во времена Понтия Пилата, когда из гроба вышел Победитель смерти [2, с. 318].

 

И все же, проследив становление и возрастание веры учеников в чудо Воскресения, нельзя не задаться вопросом, почему Иисус Христос по Воскресении не явился между иудеями всенародно, а главное распявшим Его и отрицавшим Его воскресение, чтобы те уверовали в Него? Удивительно, что Христос по Своем воскресении не является ни Понтию Пилату, ни Каиафе. Явления Христа никогда не происходят для зрелищности и принуждения человека. Явление Бога происходит с определенной целью и основывается на глубокой причине. Первое, что следует отметить - это то, что Христос никого не принуждает верить. «Это - чудо уважения Бога к человеческой свободе» [2, с. 318]. Кроме того, явление Бога человеку - это серьезный момент в его жизни. Во время второго Пришествия Христова Его увидят все. Для подготовленных и очищенных Бог станет светом, а для нечестивых - адом. То же самое произошло бы и в этом случае. Поэтому Бог по Своей любви и человеколюбию не явился к отрицавшим и распинавшим Его. «Явление Христа во славе происходит только и только для того, чтобы направить к обожению и прославлению тех, кто уже соответствующим образом подготовился к этому» [4, с. 297]. И как видно из самих явлений воскресшего Христа ученикам, Он подготавливает их к восхождению на более высокую степень обожения и созерцания, которое должно было произойти в день Пятидесятницы [4, с. 297].

 

Итак, Христос воскрес из мертвых. И именно самым сильным доказательством факта Воскресения Христова есть тот грандиозный переворот, который он произвел в апостолах, а через них и во всем мире. Убеждение в действительности воскресения Иисуса Христа апостолы пронесли через всю свою жизнь. Если бы Христос не воскрес, если бы жены-мироносицы и апостолы видели очнувшегося от обморока или смертельно больного летаргика с пробитыми руками и ногами, не могущего сделать и несколько шагов - смогли бы они вдохновиться такой могучей верой от этого полумертвеца, который если бы и смог выжить чудом, то рано или поздно все равно должен был умереть? Вера апостолов в этом случае рано или поздно иссякла бы и наступило бы разочарование. Но все произошло совсем наоборот, именно после Воскресения Христа с такой живой уверенностью и силой апостолы понесли благовестие по вселенной, каких ранее не было у них еще при жизни Иисуса. Сами апостолы говорят: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 14, 20). Именно вера в Воскресение Господа Иисуса Христа привела к возрождению общины, из которой выросла Вселенская Церковь, которую не смогли сломить даже самые страшные гонения. Кровь апостолов и христианских мучеников действительно стала семенем Церкви и свидетельством истинности Воскресения Христова.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Толковая Библия. Изд. А. П. Лопухина. Спб., 1904-1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. - Кн. II.

2. Кураев А., диак. Школьное богословие. Спб., Изд-во «Светлояр», 2000.

3. Свт. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Спб., 1901. Толкование на св. Матфея Евангелиста. Кн. 2. Репринт. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.

4. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники (пер. с новогреч.). Симферополь «Таврия», 2002.

5. Кассиан (Безобразов), еп. Водою и Кровию и Духом: Толкование на Евангелие от Иоанна. Издательский дом «Грааль», 2001.

6. Толковая Библия. Изд. А. П. Лопухина. Спб., 1904-1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. - Кн. III.

7. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002.

8. Блаж. Феофилакт Болгарский. Благовестник. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. Кн. I.

9. Блаж. Феофилакт Болгарский. Благовестник. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. Кн. II.

10. Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету: Евангелие от Матфея. Киев. Издательство «ДУХ I ЛIТЕРА», 2003.

11. Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие (пер. с новогреч.). М., 1992.

Комментарии
Добавить новый
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
:D:):(:0:shock:
:confused:8):lol::x:P
:oops::cry::evil::twisted::roll:
:wink::!::?::idea::arrow:
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."